Вход

или войдите через

Мой первый Ленин: шаг назад, два шага вперед

Работа Юрия Хоровского

 

Современные художники обычно вглядываются в день сегодняшний или ближайшее будущее в попытке отрефлексировать в своих работах актуальные проблемы, тенденции и изменения, если таковые их волнуют, что у по-настоящему хороших авторов случается весьма часто. Гораздо реже с этой целью они смотрят назад, хотя именно там, в прошлом, зачастую скрыты предпосылки многих явлений и проблем, которые сегодня считаются нами ключевыми, определяющими жизнь страны и состояние общества. Именно умеющим смотреть в прошлое и находить там материал, нередко куда более актуальный, чем может предложить настоящее, уже не первый раз показывает себя художник Олег Кошелец.

И хотя подобных работ достаточно в его сольном творчестве (например, к ним относится очень емкий образ «Трибуна. Гайд-парк»), по-настоящему этот его талант раскрылся на позиции куратора коллективных выставок. Первым таким проектом стала экспозиция «Станция без остановки» в галерее А3 в рамках параллельной программы 6-й Московской международной биеннале современного искусства в 2015 г. Очередная выставка – «Мой первый Ленин» – также случилась в рамках параллельной программы, но уже 7-й биеннале года текущего. В качестве сокуратора к Олегу на этот раз присоединился коллега и соавтор ряда работ Сергей Чернов. Экспозиция открылась в галерее «Беляево» на несколько дней раньше основного проекта «Заоблачные леса» в Новой Третьяковке, в котором по знаковому стечению обстоятельств также нашлось место для рефлексии о вожде мирового пролетариата.

Понятно, что если смотреть в прошлое из 2017 года, то фигура Ленина предсказуемо будет застить практически весь исторический горизонт наряду с последним монархом Российской империи, к которому в текущем году и так приковано даже, пожалуй, чересчур много внимания, при этом все больше нездорового. С другой стороны, для России, и даже шире, всего бывшего СССР, Ильич – это фигура не только 1917 года. Профиль (или анфас) с лысиной и бородкой до сих проглядывает где явно, а где и украдкой, во многих сферах жизни постсоветской ойкумены (даже там, где очень постарались уничтожить все визуальные следы ленинизма), подчас определяя наши мысли и действия (хотя мы можем не отдавать себе в этом отчёта), а также мысли и действия тех, кто нами руководит (ведь попросту невозможно игнорировать уроки такого первоклассного политика и манипулятора как Ленин).

Об этом, а также о многом другом, но не менее важном получился проект «Мой первый Ленин» – настоящее серьезное историко-социологическое исследование в форме диалога современных художников Марины Звягинцевой, Натальи Зинцовой, Алексея Иорша, Сергея Катрана, Андрея Кузькина, Антона Ольшванга, Александра Подосинова, Натальи и Алексея Петровых, Александра Сидорова, Леонида Сохранского, Витаса Стасюнаса, Ирины Штейнберг, Сергея Шеховцова и других авторов со зрителем и друг другом. Презентацию первой части в галерее А3 кураторы Олег Кошелец и Сергей Чернов приурочили к апрельской годовщине рождения Ильича, вторая вполне закономерно представлена ближе к октябрю. Часть работ (прежде всего, крайне эффектные живопись Александра Савко «Паровоз вперед летит» и инсталляция Сергея Чернова «Левитация. Сон вождя», а также композиция Юрия Хоровского, весьма изящно обыгрывающая историю о том, что причиной кончины Ленина стало известкование мозга) сохранила прописку в рамках экспозиции, однако ключевыми элементами, оказавшими решающее влияние на восприятие всего проекта, стали новые работы.

Если первая часть в большей степени представляла собой в чем-то даже ностальгическую попытку отстраненно посмотреть на эпоху через призму заново придуманных артефактов и реликтов, то вторая стала по-настоящему «октябрьской» реальной борьбой за окончательное оформление коллективного сознательного отношения к тому самому ленинскому наследию, глубоко сидящему в любом, кому сегодня слегка за 30 и больше. Стала не в последнюю очередь благодаря случившимся на открытии перформансам Лизы Морозовой и Михаила Рошняка. Ограничения советской идеологии оказывают на нас влияние и давление даже сегодня, спустя почти 30 лет после ее крушения на государственном уровне – таков хорошо считываемый смысл работы Морозовой «Серп и молот». Мы вынуждены в буквальном смысле лавировать между явными и скрытыми символами советской эпохи, чтобы не напороться на один из них с возможным летальным исходом. Но этот смысл – лишь один из тех, что лежат на поверхности не только данной работы, но и повседневности. Тогда как до самого сложного – до смыслов и ассоциаций подсознательных – каждому из нас нужно додуматься самому и перестать путать первого Ленина с первым Ленноном, на что прозрачно намекает одна из работ Сергея Чернова.

Простое вытеснение Ильича и всего, что с ним связано из поля зрения не поможет решить застарелых проблем и начать формировать фактически заново историю общества, историю культуры. Потому что для создания нового актуального российского гештальта, своего внутреннего Ленина и коллективного внешнего хорошо бы наконец проработать, что-то принять, а от чего-то отказаться навсегда. Хорошим символом этого выступает работа Олега Кошельца «Топография опыта», отсылающая одновременно к советской традиции субботников и к восточным медитативным практикам, которые призваны помогать сфокусироваться на главном и очистить сознание, чтобы двигаться дальше. Или, слегка перефразируя знаменитый заголовок одной из работ Ульянова, сделать шаг назад и посмотреть на своё прошлое, чтобы, обновившись, уверенно сделать два шага в будущее.

Выставка «Мой первый Ленин» проходит в галерее «Беляево» до 1 октября.


Олег Кошелец «Топография опыта»


Сергей Чернов «Левитация. Сон вождя»


Александр Савко «Паровоз вперед летит»


Лиза Морозова «Серп и молот»


Слева направо: Алексей Иорш, Сергей Чернов, Олег Кошелец, Михаил Рошняк и Арсений Штейнер на открытии первой части проекта в галерее А3 в апреле 2017 г.


Михаил Рошняк «Погружение»

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж