Вход

или войдите через

Вместо выстрелов, вместо тишины. Новый проект Ольги и Олега Татаринцевых в обновленной галерее pop/off/art

Хэдлайнером вечера вернисажей на Винзаводе в пятницу, 11 декабря, стала галерея pop/off/art Сергея Попова. Такое и раньше бывало нередко, однако на этот раз случилось два особых повода. Первая в галерее с 2013 года выставка Ольги и Олега Татаринцевых и переезд, собственно, самой галереи в новое выставочное пространство — в помещение, которое некогда занимал Марат Гельман.

Не будет преувеличением отметить, что с переездом галерея Попова наконец получила пространство, которого заслуживала если не с самого начала, то уже очень давно. И так сотрудничая на протяжении своего существования с крупнейшими и интереснейшими отечественными художниками вроде Булатова, Осмоловского, Касаткина, Батынкова, Каварги, тех же Татаринцевых и многих других, в последние годы, после переезда на Винзавод, pop/off/art активно привлекала большое количество авторов, в основном молодых, работающих в самых разных жанрах. И, что наиболее важно, много работала над концептуальностью экспозиций и подачей материала, что наиболее ярко, пожалуй, выразилось в проекте «Hello Temple», выставке Вики Шумской «Невозвышенное и непрекрасное» и внегалерейной «Студия» Виталия Пушницкого в рамках Cosmoscow этого года. Всем этим замыслам в прежнем помещении галереи было, мягко говоря, тесновато. Точно так же очевидным образом не хватало и так называемого private space, чтобы на должном уровне принимать целевую аудиторию — коллекционеров.

Те, кто хоть немного знаком с искусством Ольги и Олега Татаринцевых, вероятно, не будут спорить с тем, что искусству этому необходимо жизненное пространство, чтобы раскрыть весь свой мощный потенциал. А уж если это пространство ещё и должным образом организовано, то сила воздействия их работ на зрителя порой умножается многократно. И хотя отчасти это сработало даже в ограниченном пространстве ещё на предыдущей выставке семейного дуэта — No Comment — максимально органично собрать все составляющие получилось именно на новой площадке в рамках проекта «Вместо музыки». Слово «проект» в данном случае подходит куда лучше, чем «выставка», поскольку концептуальное его наполнение настолько же далеко от простого собрания картин/объектов, насколько сами Татаринцевы в плане концепций и смыслов далеки сегодня от своих же выставок, скажем, пятилетней давности. Они не менее усердно, чем Попов (и вместе с ним) работали над этой составляющей своего творчества, и такая работа теперь приносит богатые плоды.

Проект «Вместо музыки» (получивший своё название от заголовка критической статьи анонимного советского пропагандиста об опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда») посвящён всем творческим людям (и не только), пострадавшим от гонений и цензуры тоталитарного режима. В центре экспозиции находится мощная визуальная метафора буквально физического уничтожения любого непохожего, любого инакомыслия — десятки (сотни?) гильз из только что отстрелявшего невидимого пулемёта. Традиционные для Татаринцевых глина, шамот и глазурь настолько правдоподобно имитируют объекты, что даже чудится звук, с которым эти гильзы ещё минуты назад падали на бетонный пол. Кажется, что чтобы реалистично распределить такое количество объектов в пространстве, нужна какая-нибудь программа. Но нет, говорит Ольга Татаринцева, художники все раскладывали самостоятельно.

Пожалуй, лучшей демонстрацией того, что концептуальный замысел удался, является количество людей, внимательно читающих на фоне столь впечатляющей визуальной составляющей довольно внушительный массив текста — выдержки из разгромных материалов советской пропаганды. Для выставок совриска подобное внимание к печатному слову все ещё редкость. Целиком образ складывается благодаря геометрической живописи Ольги Татаринцевой, отсылающей к различным сплетениям колючей проволоки и разнообразных заграждений, а на самом деле являющейся художественным исследованием диссонансов в музыке (в т. ч. оперы Шостаковича), и также благодаря видеоряду с фамилиями пострадавших и музыкальному сопровождению из фрагментов «Леди Макбет», каждый раз застающему зрителя врасплох.

Все вместе говорит и показывает желающему увидеть и услышать, что искусство порой (и даже частенько) справляется гораздо лучше с задачами общественного диалога, чем политики, выбирающие для этого неподходящие и грубые средства, и, как правило, не умеющие и не желающие этот диалог вести. Главное впечатление от проекта Татаринцевых и Попова — концептуально он выдержан на уровне лучших образцов зарубежного совриска и заслуживает соответствующего внимания. «Вместо музыки» со всей очевидностью демонстрирует, что потенциал Татаринцевых таков (особенно при кураторской поддержке Попова), что в другой реальности, в стране с другой конъюнктурой арт-рынка они уже давно стали бы звёздами современного искусства мирового уровня. В то, что это возможно в России, верится, увы, с трудом, несмотря на весь энтузиазм Сергея Попова, вывозящего художников на международные арт-ярмарки (например, на VIENNAFAIR в прошлом году). Остаётся лишь надеяться, что ключевая площадка на Винзаводе, которую теперь занимает pop/off/art, будет этому максимально способствовать.

Олег и Ольга Татаринцевы

Андрей Гросицкий, Алек Петук, Олег Кошелец

Олег Татаринцев и Эрик Булатов

Сергей Попов, Иосиф Бакштейн, Олег Татаринцев

Эрик Булатов, Ольга и Олег Татаринцевы

 

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж