Вход

или войдите через

Периметр: "Минимальное отдаление" или вход с другой стороны

Есть ли необходимость приходить на выставку, если все произведения можно увидеть в интернет среде?  Что эта за фигура современный зритель в эпоху цифровых технологий? И какое “место” занимает современное искусство с развитием социальных сетей?

Подобные вопросы словно прописаны невидимой краской на внешних стенах групповой выставки “Минимальное отдаление” в недавно открывшимся арт-пространстве Периметр. Собственно, кроме этих немых вопросов на стенах ничего иного и не было.  Попадая на вернисаж, оказываешься в квадратном пространстве с большими окнами, посередине которого стоит огромный куб,но попасть туда невозможно. Сами же работы художников находятся внутри того самого куба, т.е.  по ту сторону от зрителя, и увидеть их можно только на странице группы в фэйсбуке.

Раскрыть замысел невозможности видеть работы авторов проекта «Минимальное отдаление», узнать подробности об арт-площадке и будущих перспективах пространства помогло общение с некоторыми участниками выставки, организаторами арт-площадки и гостями Периметра. В разговоре приняли участие Леонид Ларионов, Владимир Потапов, Наталья Тимофеева, Дмитрий Филиппов.

Давайте начнем с самого начала. Расскажите про ваше пространство. Какие функции оно выполняет, и какие цели вы перед собой ставите?

Леонид. Пространство называется «Площадка Периметр». Раньше это был цех Электрозавода. Мы его очень долго реставрировали, приводили в порядок, и официальное открытие состоялось в декабре 2012 года.

Наташа. Открывались акцией «Периметр» 16 декабря. Акция, которая символизировала официальное открытие площадки и задумывалась, как экспериментальное место для молодых художников, для их творческого поиска, творческой реализации и видение каких-то вещей.

Леонид. Основная вещь для чего все это делалось, чтобы в первую очередь делать, как можно больше выставок. Выставки мобилизуют силы художника. Идей очень много...

Наташа. Я хотела бы отметить заслуги Леонида Ларионова, он у нас движок, хоть и очень скромный. Когда в августе месяце мы арендовали эту площадку, здесь был такой коллапс,  и мы начали все обустраивать и Лёня был такой движущей силой, которая была необходима для такого глобального дела.

Лёня, что тобой двигало?

Леонид. Сейчас у молодого художника мотивация смещается в пользу участия в каких-то конкурсах, внешних выставок и это весь его путь. Он идет от институциональных заготовок. А мне хотелось уйти от этого. Мне хочется, чтобы я и еще люди, которые мне интересны, наш коллектив, чтобы они развивались как-то по-другому, т.е. делали то, что им реально интересно. Это был бы естественный такой творческий рост.

Леонид Ларионов

Наташа. Лёня хочет сказать, что художники в некотором роде зависят от каких-то институций, от мнения кураторов и авторитетов, которые отбирают твою работу: участвуешь ты или не участвуешь. Мы делаем проекты независимые от мнения авторитетных лиц и институций. Мы делаем то, что мы хотим, то, что считаем нужным. Это очень важно выставиться художнику, как он хочет сказать, а не то, как ему навязывают. Мы заявляем себя как арт-группа, отличающая от институций и их практик. Мы не хотим делать никакой цензуры. Мы сторонимся темы политики и религии, которые становятся сейчас актуальными. С моей точки зрения, что это актуальщина есть заигрывание ситуации. Мы стараемся не поддаваться на спекуляции и подходить более шире к вопросу.

Леонид. Для нас актуально то, что мы решаем наши внутренние творческие вопросы, а не какие-то внешние.

У вас уже это вторая выставка и уже второй раз на выставке представлены одни и те же художники. Художников со стороны Вы не приемлете?

Леонид. Мы открыты по отношению к другим художникам, но на данный момент у нас есть свои запланированные проекты и мы хотим их реализовать в первую очередь. У нас есть стартовый состав и это здорово. Мы хотим с этого начать и с этого начинаем.

Я знаю, что в периметр входит 12 человек. Не так уж мало. Не возникают ли между вами конфликты, когда вы думаете над созданием и реализацией какого-либо проекта?

Владимир. Вопрос логичен и даже банален. Нас очень много. Само явление 12 апостолов. И это логично, что у каждого есть свое мнение. У нас было несколько мозговых штурмов, результатом которого стала эта тема выставки. Это было нечто! Я тебе скажу, что игра «Что Где Когда», где идут споры – это просто детская песочница. То, что было у нас, это было довольно эмоционально, на пределе возможных эмоциональных сил и это нормально. Это творческий процесс, цех, такое варево, которое выливается в такое действие.

Леонид Ларионов, Владимир Потапов

Есть лидер?

Владимир. Нет, такие вещи мы упраздняем.

Для кого вы делаете свои проекты? Кто ваш зритель? У вас нет сайта.

Леонид. У нас есть страница на фэйсбуке.

Отлично. Но это узкий круг людей, ваши друзья и знакомые. Т.е. ваши проекты не для широкого зрителя, а для «своих»?

Леонид. Не совсем. Основная мотивация – это сделать проект. А кто на него придет не важно. Придут те, придут эти – какая разница? Это не имеет значение.

Наташа. В первую очередь для художника важно, чтобы было личное высказывание.

Леонид. Мы сделали это через фэйсбук и это не мало, этого достаточно. В фэйсбуке есть все и наша выставка, кстати, и об этом.

Наташа. Это уже какое-то тщеславие, чтобы о тебе узнали много людей, какие-то известные кураторы, авторитеты.

У вас этого тщеславия нет?

Наташа. Нет.

Леонид. Мотивация в следующем: сделать проект и задокументировать, что он был. И эта выставка об этом. Сейчас не важно само произведение. Получается следующее: ты сделал проект, его задокументировал, он состоялся, а кто его увидел, где его увидел, это уже не важно. В фэйсбуке кстати увидело объявление об этой выставки 2000 человек, пришли скажем 200. Нас это интересует? Нет. Достаточно. Пришли бы 3-4 человека мы бы все равно сделали его сегодня и мы его задокументировали.

Наташа. Нет, ну почему. Нам важно кто к нам приходит. К нам приходил Скерсис, провел у нас лекцию, приходил Альберт, Сигутин. К нам ходят известные люди и как-то реагируют на наши проекты. Но мы ко всем относимся ровно, скажем так.

Пока у вас только групповые выставки. Планируете делать персональные?

Лёня. Мне хотелось бы делать сначала какие-то совместные проекты, а потом уже делать персональные. Не выставки, а именно проекты. Ты же понимаешь, что персональный проект не просто сделать в отличие от группового. Заполнить пространство тоже не просто, оно не маленькое. Это все-таки какое-то путешествие. У меня была идея делать больше персональных проектов. Даже если человек сделает одну инсталляцию на всю площадь, для меня это более интересно, чем мы туда 150 человек загоним.

Расскажите подробнее о выставке. Нет ли в ней скрытого «обмана» зрителя, возможно у которого не оправдались ожидания? Какую вы ожидали реакцию от зрителя, манипулируя им таким образом?

Леонид. Это констатация факта современной жизни. Стоп. Ты вот не была на первой выставке, но наверняка ее видела в интернете. Т.е. можно сказать, что ты уже сходила на выставку?

Условно.

Леонид. Вот эту условность мы и максимизируем здесь. Такая условность практически везде. Сейчас время такое, что произведение искусства, по сути, является жертвой своей документации. Они как бы поменялись местами. Об этом наш коллективный проект, наш коллективный жест. Не было акта обмануть кого-то, был акт максимизировать, где находится современный зритель. Парадоксально то, что мы постоянно что-то ожидаем от выставки. Мы хотели вскрыть ожидания. Он пришел, посмотрел, все понятно. А на самом деле и в интернете все понятно. Взаимоотношения работы и документации поменялись местами, и мы в такой напряженной форме и рассказываем.

Наташа. У этого проекта нет куратора. Это очень важно. На всех наших проектах нет куратора.

Дима. Мы хотели поставить зрителя в ситуацию необыкновенную, дискомфортную, не привычную от той которую они ожидали. Дискомфорт – это выход за рамки, это свобода взглянуть на ситуацию под другим углом. Вы находитесь в одном пространстве, где находятся произведения, но до которых не можете достать. Эта такая тонкая игра, которую вы либо улавливаете, либо не улавливаете. Мы пытались добиться цели, когда зритель себя бы сам узнал со стороны. Допустим, приходя на эту выставку, и не видя реального контента, все, что он увидит, по сути тоже самое, что он увидит на фэйсбуке. Вопрос прийти или не прийти на вернисаж. Получается, что можно было и не приходить, но вы же пришли и получили общение со мной. Это как эстетика взаимодействия, когда художники создавали ситуации  и разные люди находили контакт между собой за счет какого-то события. Мы тоже создаем некий конфликт, который не дает вам проникнуть во внутрь и из-за этого вы сейчас у меня берете интервью. Мы создали ситуацию и ваша реакция на нее, это и есть то к чему мы стремились, мы обнажаем некие механизмы того, что вы ожидаете, что вы хотите увидеть от этой выставки. Вы хотите увидеть красивые формы? Но вы этого не увидите, вы получите голые стены, общение с художником. Что важнее? Все сейчас можно посмотреть через фэйсбук, можете приходить, можете не приходить, можете все смотреть через фэйсбук.

Дмитрий Филиппов, Наталья Тимофеева

Как часто вы планируете делать выставки? Пока их было две. Что ожидать на следующей выставке?

Леонид. Мы сейчас разгонимся. Это такой старт. Последняя выставка была 1,5 месяца назад, мы хотим делать где-то раз в месяц. Это не просто.

Дима. Такой ритм, который сейчас идет, мы будем его поддерживать, т.е. соответственно следующая выставка в середине июня. Если вы внимательно наблюдали, то заметили ту линию, которую «Периметр» пытается провести. Первая выставка называлась «Обратная сторона вещей» и сегодня это «Минимальное отдаление». И в ней, очевидно, проходит линия: вещь и ее образ. Мы все-таки находимся в такой ситуации, когда изучаем вещь, как какой-то материальный объект, в тоже время погруженный в медиа среды. Все-таки вещественность, материальность произведения искусства для нас становится очень важным. Вещь является объектом исследования. Ожидайте на следующей выставки развитие общей темы.

Что вы скажете, что пожелаете своему новому зрителю?

Дима. Быть терпимым, открытым и быть готовым ко всему. Для меня, например зритель – это очень важная вещь и она в российском контексте дает очень глубокие корни. И мне было бы интересно, если зритель будет готов к какому-то новому шагу, но в тоже время зритель может быть любой, главное, чтобы было желание, любопытство. В наше время современное искусство строится на любопытстве, лично я так думаю. Все, что я узнаю – это все любопытство. Вообще все.

Юра Куевда (художник, организатор выставок «Фарш»): Выставка мне понравилась. Шел без каких-либо ожиданий и не обломался. Штука очень минималистическая и мне это нравится.

Александр Сигутин (художник): Выставка понравилась. Я был на предыдущей выставке и думал, что будет что-то аналогичное. Выставка групповая, где каждый сделал свое произведение искусства в таком интернациональном современном стиле, и я был приятно удивлен, что мои стереотипные представления совершенно разрушены. Здесь я вижу аналог работы Кабакова «магнитофон в сундуке». Ты видишь сундук, в котором ты не знаешь, есть магнитофон или нет, приходится верить. Так и здесь, ты видишь куб, где возможно есть работы, возможно нет и нужно их посмотреть в современном в традиционном для нашего времени способом – в интернете. Художники работают не с произведением искусства, а они работают со зрителем, с идеей выставки, вернисажа. Предметом их манипуляции и исследования является не само произведение искусства, артефакт, а ситуация искусства, выставка, вернисаж, зритель. Обычный зритель, конечно, рискует быть и шокирован. Я вспомнил, когда в 89 году попал на выставку клуба авангардистов в Пересветовом переулке, это была выставка Монастырского. И я традиционный живописец авангардист пришел на выставку и не увидел ни одной живописи, ни одной скульптуры, ни одной графики, я ушел в состоянии полной растерянности. Мне кажется, что это состояние некого стресса или шока само по себе плодотворно, потому что оно расширяет представление обывателя об искусстве и то, что люди как бы общаются на вернисаже это такая гедонистическая сторона, а кроме того мы все-таки как бы отмечаем в своем сознании, в памяти работы этих авторов. И в течение года, двух, трех можем все-таки прокрутить в своей памяти и увидеть какую-то эволюцию. Здесь все-таки произведение искусства все равно присутствует, скрыто. Мы отмечаем движение художника от прошлых работ к будущим работам, мы можем заметить эволюцию, развитие, можем общаться с автором, обсуждать, спорить, выражать свое недовольство этих тенденций, движений. Вот, например Владимир Потапов, который делал на предыдущей выставке  работы пыльные объекты, для Потапова это новый шаг. Он ведь в современное искусство пришел, как живописец и пытался работать с живописью и благодаря этой галерее, в кругу этих художников вышел с этими работами на новый уровень. Очень интересно, как он будет двигаться дальше, может быть он придет к полной нонспектакулярности. Растворение искусства в жизни, в мире, сам по себе этот путь интересен, наблюдать изменение, развитие художника. Эту выставку я рассматриваю, как кураторский проект. Когда Лёня год назад приходил, я видел в нем живописца, а оказывается в нем вызревало кураторское дарование, и он создал такую галерею, совсем не живописи.

Сергей (фотограф): Я здесь запланировал встретиться со знакомыми, по поводу помещения, сказали, что здесь какое-то открытие, встретимся и поговорим. Поэтому я не знал никакой предварительной информации о выставке. Сейчас очень много художников  экспериментируют с отсылкой в интернет, виртуальность, это очень популярная тема, поэтому для меня не было это каким-то шоком, но немножко было досадно, т.к. я все-таки ожидал увидеть сиюминутно, и у меня все-таки не смартфон, поэтому посмотреть сейчас экспозицию у меня нет возможности. Т.е. сама концепция меня не удивила, но немного огорчила, то, что я не могу сиюминутно посмотреть. Но адрес я записал, дома посмотрю.

Никита (спортивный журналист): Шел посмотреть произведения искусства, как объекты и не увидел. Либо я ничего не понимаю в современном искусстве и поэтому не могу понять того, что происходит, либо это просто не для меня. Если это искусство- то не мое искусство. Если бы я знал, что будет так, я бы не пошел. Но конечно я понимаю, что одна выставка не является показателем арт-пространства в целом и на другие проекты я, скорее всего, пойду.

Фрагмент внутренней экспозиции

Фрагмент внутренней экспозиции

Леонид Ларионов "Please use other door"           Олег Фролов "Светская хроника"

Наталья Тимофеева "Невидимые медиа"

Павел Гришин "Wish You Were Here"

Елена Мартыненко "Touch me"

Владимир Потапов "Свет"

Дмитрий Филиппов "Изоляция"

Дмитрий Филиппов "Изоляция"

Альберт Солдатов "Соцсети: топ 5"

Все фотографии с выставки можно посмотреть на официальной странице Периметр  в Facebook.

Материал подготовила Инна Бовина.

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж