Вход

или войдите через

«Ночь музеев-2013» на Винзаводе: Смутное настоящее отечественного современного искусства

Предшествующий этой «Ночи музеев» год для Винзавода стал во многих отношениях временем перемен. Причём перемены эти неравнодушными людьми оценивались по-разному. Уходили и перепрофилировались галереи, критиковалась администрация, дискуссия о дальнейшей судьбе этой знаковой для отечественного современного искусства площадки в какой-то момент развилась весьма нешуточная. В этом контексте «Ночь музеев-2013» в определённом смысле должна была стать хотя и не решающим испытанием, но, как минимум, базовой проверкой «на вшивость», которая бы позволила сделать определённые выводы о том, в каком же направлении сегодня развивается отечественное современное искусство вообще и Винзавод в частности, и виден ли свет в конце этого тоннеля, являющегося метафорой тех смутных времён, в которых оказалась площадка. Пищи для выводов желающим увидеть и услышать «Ночь» предоставила достаточно.

Самым очевидным, но далеко не самым релевантным из критериев, по которым можно было оценивать увиденное на Винзаводе 18 мая 2013 года, стала посещаемость. Несмотря ни на какие обстоятельства, год от года она, кажется, только возрастает. Мок под дождём «плюшевый» памятник авторитаризму работы Ростана Тавасиева, а народу с каждой минутой прибывало всё больше. Часам к десяти вечера во многие галереи стояли многометровые очереди. А в «Проун», где проходит выставка «Вдвоём», посвящённая очень и чуть менее известным творческим семейным тандемам художников вроде четы Кабаковых, МишМаша, А. Родченко и В. Степановой и др., она растянулась едва ли не на половину главной площади. Бросались в глаза и изменения в социальном составе аудитории – на «Ночь музеев» пришло довольно много людей пенсионного возраста. И даже совсем преклонных лет. Казалось бы, вот оно – народное признание современного искусства во всей его полноте!

Да и галереи Винзавода не подвели – подгадали с открытиями выставок, подарив публике «Ночь вернисажей». Ольга и Олег Татаринцевы в Галерее  pop/off/art, Рауф Мамедов во Frolov Gallery, Евгений Кондаков в Fotoloft’е, Дамир Муратов в 11.12 и, наконец, участвующий в основной программе 55-й Венецианской биеннале Виктор Алимпиев в Цехе Красного (галерея «Риджина»). Однако не нужно было даже пристально вглядываться, чтобы обнаружить вопиюще очевидную вещь – подавляющей части посетителей Винзавода в этот день было «до лампочки», что собой представляет искусство Алимпиева и чем оно отличается от, например, того, что делают Татаринцевы. Хотя в нормальном (даже не идеальном) культурном контексте такую постановку вопроса сочли бы как минимум неуместной. Главным показателем успешности автора у публики в эту ночь было количество позёрских снимков, сделанных у той или иной работы.

А в этом отношении работы Виктора Алимпиева ничем не отличались от того, что делает Дамир Муратов. Впрочем, нарочито апеллирующий к образам масс-культуры, Муратов точнее попал в цель. Его «Мыши» поистине стали настоящим хитом! В то же время, уважение к творчеству художников нередко отсутствовало вовсе: преодолеть в себе желание потрогать и поскрести работы смогли далеко не все. И это несмотря на письменные увещевания организаторов не делать подобного. При этом, много ли человек хотя бы попыталось осмыслить очередную попытку Олега Кулика «обнаружить границы современного искусства» в рамках экспозиции «Рамы» в Галерее «Риджина»? Сколько из них оценило новый вектор в творчестве Татаринцевых, представленный на выставке «No Comment» в pop/off/art? А ведь объекты последних являются рефлексией по поводу того, что сегодня происходит в стране, происходит вокруг – удручающее положение дел в сфере защиты детей на фоне диспропорционального внимания к таким сферам как оборонная промышленность и т.п.

Эта ситуация является всего лишь симптомом глобальной тенденции – стремление к развлечениям у сегодняшней публики заменяет потребность вдумчиво оценивать то, что происходит вокруг неё, вглядываться в суть вещей и явлений. И хотя во все времена искусство, так или иначе, находилось на стыке развлечения и рефлективного просвещения, в «Ночь музеев-2013» на Винзаводе в восприятии публики оно полностью предстало парком аттракционов.

Но это утверждение – не более чем констатация увиденного, поскольку давать какую-либо оценку данному явлению в сегодняшних условиях, когда у зрителя настолько смещены акценты восприятия, было бы некорректно. И тем более несправедливо было бы ставить эту ситуацию в упрёк Винзаводу, который, несмотря ни на что, предоставляет максимум возможностей для тех, кто действительно хочет видеть и воспринимать. Да и для самих художников, в конце концов. А посмотреть на работы коллег в этот вечер пришли Анатолий Осмоловский, Олег Кулик, Ростислав Лебедев, Дмитрий Каварга, Татьяна и Сергей Костриковы и многие другие. И в этом, фактически, параллельном, но, пожалуй, куда более важном измерении всё далеко не так уж плохо. Вот, как оценивает сегодняшнюю ситуацию куратор и галерист Сергей Попов (Галерея pop/off/art):

«Главное, что я хочу сказать, и что я продолжаю неустанно повторять на протяжении тех вот уже 2-х лет, как я здесь нахожусь, что я очень доволен сотрудничеством с Винзаводом как с площадкой, хотя некоторые скептически называют его гетто галерей. Тем не менее, такие гетто уже опробованы во всём мире. С моей точки зрения, это скорее оазис современного искусства и просто, мне кажется, одно из самых позитивных и приятных мест в Москве по атмосфере вообще. Я не могу сказать, что как-то изменилось моё взаимодействие с клиентской базой (по сравнению с предыдущей выставочной площадкой галереи на ул. Казакова – прим. ред.) благодаря тому, что я въехал на Винзавод. Несколько человек прибавилось новых. Кстати, в основном это иностранцы. Т.е., те русские, которые, по идее, должны были бы сюда приходить и покупать, не приходят и не покупают. И я думаю, что это не из-за того, что Винзавод как-то неправильно себя позиционирует, а скорее из-за чудовищной лени и бессмысленного времяпрепровождения многих людей из тех, кто должны были бы этому уделять какое-то внимание. Это, собственно говоря, их проблемы, потому что на сегодняшнем этапе ясно, что они больше теряют, нежели чем приобретают. Это рынок сегодня показывает со всей очевидностью. Главное резюме этих лет, и это касается не только моей галереи, а вообще всей ситуации, заключается в том, что как бы ни было плохо, и какие бы отдельные негативные эпизоды ни происходили, всё равно рынок выдерживает все эти, не буду скрывать, страшные для нас удары. Может быть, в каких-то моментах он существует вопреки. Но, тем не менее, он не просто существует, он показывает стабильность».

С Сергеем солидарен и художник Олег Татаринцев:

«Мне кажется, что Винзавод – это важнейшая площадка. И когда прошлым летом ушли две галереи, хорошо, что на их место не въехали какие-нибудь магазины обуви или одежды, а открылись две другие галереи. И они сейчас работают, там проходят отличные выставки. Могу сказать, что пока мы вот здесь, в галерее (pop/off/art) не начали монтировать выставку и сидеть со схемами и планами галереи, не сделали экспозицию, мы не осознавали, насколько это мощно, когда действительно высокие потолки и правильно выстроенные пространства, насколько это играет важную роль. Даже в процессе монтажа выставку уже посмотрело столько человек, сколько, наверное, не посмотрело бы ни в каком другом месте. Поэтому Винзавод, конечно, остаётся уникальной площадкой, сохраняющей свой статус».

Эти мнения – необходимые штрихи к общей картине, живописующей настоящее отечественного современного искусства. На фоне даже демонстрирующего стабильность арт-рынка и его участников (галерей, художников, коллекционеров) с одной стороны, и огромной массы зрителей, не воспринимающих искусство всерьёз с другой, в России почти полностью отсутствует так необходимая для здоровья всей системы золотая середина – те, кому действительно интересно. Те, кто, может быть, и не купит работу (хотя сейчас цены стали в целом доступнее), но предпочтёт вникнуть в её смысл вместо того, чтобы с ней сфотографироваться. А наличие этого зрительского сегмента, как ни крути, является одним из важнейших факторов развития всего российского искусства. И Винзавод стоит одним из первых в списке выставочных пространств, которые по-настоящему могут повлиять на ситуацию.

Материал подготовил Philipp Ple.

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж