Вход

или войдите через

I:O - Koktebel Art Residence

При поддержке Института Проблем Современного Искусства в Доме-Музее Максимилиана Волошина состоялся научно-исследовательский проект I:O - Koktebel Art Residence. Художники, фотографы, музыканты и перфомансисты из Украины, России и Европы, проекты которых были отобраны для участия, должны были приехать в солнечный Коктебель, и, вдохновившись Киммерийским пространством, создать новые произведения искусства.

Все как в начале XX века, когда в этот дом приезжала творческая богема и создавала произведения, дошедшие до наших дней и признанные бессмертной классикой.

Еще сотню лет назад, попав в Коктебель, нам пришлось бы порядком пройтись, чтобы повстречаться с какими-нибудь людьми. Это был крохотный дачный поселок, малонаселенный, но зато способный поразить любого, приехавшего сюда впервые, удивительной синевой прохладного моря и бархатными возвышенностями гор, словно заключающих Коктебель в свои ласковые объятия. Знаменитый Юнге утверждал, что микроклимат Коктебеля особенно целебен, и первыми прислушались к эксцентричному ученому прогрессивные представители российского общества, в те времена в основном деятели искусства и науки.

Не исключением стала и мать Максимилиана Волошина, которая построила здесь дом для себя и сына, страдавшего астмой. Популярность поселка росла быстро: гостившие у Максимилиана Волошина поэты и художники часто рассказывали о чудесных деньках, проведенных в Коктебеле, и слушателям тоже хотелось здесь побывать и насладиться морским воздухом среди крымской тишины и спокойствия.

Сейчас Коктебель – людный курорт. Это приносит его жителям стабильный доход, но вместе с тем и проблемы, типичные для туристических мест — самая красивая часть Коктебеля, склеп его основателя силами отдыхающих потихоньку превращается в помойку. А вот дом Волошина уже больше не временное пристанище для узкого круга богемы, а знаменитый и довольно посещаемый музей, который как память о целой вехе в развитии искусства начала прошлого столетия, с особым почтением берегут и лелеют работники музея.

Все бы оставалось чинно, скучно и благопристойно, если бы сотрудники ИПСИ не решили провести необычный эксперимент — устроить в доме Волошина арт-резиденцию, чтобы посмотреть, на что способны современные художники.
Безусловно, осознавая сходство своих философских убеждений со взглядами Максимилиана Волошина, мы подали на рассмотрение наш проект в области ломографии, который был принят к участию.

Мы намеревались несколько дней фиксировать все происходящее на простые пленочные камеры, а в конечном итоге представить итоги своего творчества в виде небольшой Ломостены. В путешествие с нами отправились удивительная китайская мыльница — корова Ио, наша любимица Смена 8М, беломографический Агат 18 и Диана Мини.

Энциклопедии нам не солгали: климат Коктебеля действительно отличался от привычного севастопольского, и через пару дней, искупавшись всего лишь однажды, мы здорово простыли. Однако тратить время на пассивное выздоравливание нам совершенно не хотелось, и мы все равно продолжали гулять и фотографировать.

Кроме того, мы не переставали навещать Феодосию в поисках аналоговой лаборатории. В небольших городах иногда можно встретить старые минилабы, которые печатают фото без цифрового промежуточного этапа. Мы нашли две таких лаборатории. Правда, в одной нам почему-то отказали в печати снимков — узнав о наших целях, лаборант наотрез отказался печатать нам даже тестовые кадры. «Машина расстроена, – уверял он нас, – напечатайте лучше в цифровой лаборатории!» Мы продолжили поиски и нашли еще один артефакт девяностых, фотолабораторию Kodak, в которой стоял аналоговый минилаб. Здесь будто бы уже два десятка лет ничего не менялось. Увидев непонятные мультиэкспозиции и снимки, сделанные через желтый фильтр, работник лаборатории растерялся. Недоверчиво глядя на нас и стопки странных одинаковых фотографий, он переспросил: «Это в музей?». Наша бурная радость от красной засветки на некоторых пейзажных снимках, полученная от уже потускневшей лампы минилаба, окончательно убедила его в том, что мы сумасшедшие. Оставив его недоумевающим, мы забрали распечатанные снимки в Коктебель и приступили к работе над композицией Ломостены.
К сожалению, сканированные кадры отличаются от теплых аналоговых фотографий, из которых и была составлена наша работа.

Впоследствии нам понадобилось проявить несколько дополнительных пленок и напечатать большее количество снимков. В Феодосию мы ездили вместе с фотохудожником Herbert Rometsch, его супругой Ulli из Мюнхена и Сергеем Торбиновым из Луцка, который занимается land- art.

Оказалось, что в Феодосии напечатать без приключений сложно не только аналоговые фотоснимки, но и цифровые. Машина несколько раз ломалась во время печати работ Герберта, и некоторые снимки были напечатаны дважды… Феодосийская реальность, столкнувшись с необычными картинками, бунтовала.

Однако мы были не единственными аналоговыми фотографами в арт- резиденции, и уж тем более не единственными, у кого возникали трудности. Александр Малый из Киева снимал павильонной камерой на пластины с коллодием. Специфика мокроколлоидного процесса не позволяла посторонним зрителям наблюдать за сложностью манипуляций, но наверняка они бы погрузили работника лаборатории Kodak в еще большее смятение. Ведь он получает в лаборатории четыреста снимков в час, а для создания одной – единственной пластины Александру требуется час кропотливой и усердной работы.

Впрочем, в концепции проекта лежит идея взаимодействия художника с окружающей средой, и это тоже взаимодействие, пусть среда и водит нас кокетливо за нос… Как бы там ни было, в результате любого творческого процесса мы приходим к окончательной версии восприятия и отражения реальности.

Все участники арт-резиденции трудились над созданием своих произведений, не покладая рук, на протяжении девяти дней. Наконец взорам посетителей музея предстали весьма интересные и необычные работы. На открытии мы устроили небольшой музыкальный перфоманс: смиксовали уроки русского языка с виниловых пластинок, выпущенных BBC в 70-е годы, – с музыкой, извлеченной из Sony PSP и детского синтезатора Casio. Дальше выступили ребята из Hunn With Gun, играющие трип-хоп. Их музыка придала празднику нежное и в то же время драматическое настроение. Не меньше растрогала пубику удивительная калейдоскопическая видеоинсталляция Екатерины Старостенко и Яны Краевой, которая поведала о жизни дома-музея от его собственного лица.

Позже, когда стих прохладный ветер с моря, и на небе зажглись звезды, выступила перфомас – группа Scrag Aisedore. В их высокотехнологичном представлении сплелись истории, фантазии и мечты, связующие прошлое, настоящее и будущее философии Максимилиана Волошина. Выставка продолжилась просмотром фильма Дзиги Вертова «Одиннацатый!» с новым саундтреком, написанным музыкантом Антоном Байбаковым. Довольные зрители потихоньку расходились, а участники все-таки не могли остановиться. Под покровом ночи мы продолжали работать под музыку неведомого и виртуозного гитариста, которого периодически сменял проигрыватель с пластинкой Дэвида Боуи.

Все художники, приглашенные на арт-резиденцию, должны были принять участие в довольно масштабном фотопроекте Александра Малого. Идея заключалась вот в чем: светописью нужно было нарисовать в воздухе строки из стихотворения Максимилиана Волошина. Сначала необходимо было по очереди, используя фонарик, выводить буквы выпавшего жребием слова в специальных ячейках из бечевки (ох и непростая же это задача, однако, писать в темноте фонариком), а затем, второй экспозицией, Саша снимал трио пишущих. Если учесть, что каждый должен был быть задействован, и написать свое слово, то потребовалось создать целых 10 пластин. Так что неудивительно, что работа длилась всю ночь, и завершилась только на рассвете.

Больше фотографий, сделанных участниками арт- резиденции, можно увидеть “здесь”

Автор: Alexander Krolikowski, фотогрфии Alexander Krolikowski, Alexandra Krolikowski

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж