Вход

или войдите через
08.09.2013

"Полуночники" Эдварда Хоппера как национальное достояние Америки

Название знаменитой картины американского художника Эдварда Хоппера - Nighthawks - можно перевести по-разному. С одной стороны это слово означает "человек, работающий по ночам", с другой, если разделить его на два слова - "night" (ночь) и "hawks" (ястреб) мы получим несколько другое значение. В любом случае, в русском варианте названия этой картины устоялся вариант "Полуночники", что, вероятнее всего, лучшим образом соответствует смысловой нагрузке этой картины.

Эдвард Хоппер родился в небольшой городе Найак, который располагается в штате Нью-Йорк, а позже переехал в сам Нью-Йорк, где держал студию неподалеку от сквера Вашингтона, в районе Гринвич Виллидж. 
Можно с уверенностью сказать, что Хоппер - один из самых узнаваемых американских художников. Если говорить о стилях, что чаше всего работы Хоппера относят к прецизионизму и магическому реализму.

Несколько работ Хоппера можно встретить на постоянной экспозиции в музее современного искусства Нью-Йорка (МОМА), однако большая часть из них доступна только для просмотра на выставках. Одна из таких выставок проводится в настоящий момент в музее американского искусства Уитни. На этой выставке представлены и знаменитые "Полуночники". Интересно и то, что помимо основной картины, в музее также выставили для публики черновые наброски Хоппера, в которых можно проследить ход его мыслей в момент создания картины.

Многие критики упомянули тот факт, что "Полуночники" - это первая картина Хоппера, где мы можем увидеть стекло. И действительно, в остальных его работах мы как будто смотрим на чужую жизнь через окно, но при этом не замечаем самого стекла. Все сцены, которые Хоппер запечатлел на своих работах, порой кажутся даже чересчур интимными и личными. Подобное ощущение возникает не случайно, потому что отчасти художник черпал вдохновение для своих работ именно заглядывая в чужие окна. Такой вывод легко можно сделать, ненадолго погрузившись в историю Нью-Йорка. 

Изначально метро Нью-Йорка строилось над землей. Для этой цели возводились целые эстакады, которые никак не были связаны с наземным движением. В настоящее время такие линии сохранились в районах Квинс и Бруклин, однако изначально, в 1867-70 годах была возведена первая надземная линия метро на территории Манхэттана. Она проходила вдоль Гринвич Стрит и девятой авеню. Позже несколько линий также были возведены на второй, третьей и шестой авеню. Ни одна из этих линий не сохранилась до сих пор, так как позже все они были реконструированы, и метро на Манхэттане полностью погрузилось под землю. Однако, Хоппер жил в городе как раз в тот момент, когда линии проходили над землей. Многие из них находились так близко от домов, что не составляло никакого труда заглядывать в окна во время движения поезда. Чем, судя по всему, Хоппер и пользовался.

Тематика работ Хоппера всегда примерно одинакова. Сам он как-то сказал по этому поводу следующее: "Возможно, я не совсем человек. Единственное, чего мне действительно хотелось бы, это рисовать солнечный свет на стене дома". В "Полуночниках" мы видим необычное для Хоппера использование перспективы. Просматривая черновики, мы можем заметить, что изначально художник оставлял на заднем плане просвет неба, но позже отказался от него. Для того, чтобы правильно изобразить кофе-машины, он приходил в ближайшее кафе и срисовывал их. Наброски также представлены на выставке.

В черновиках Хоппера четко прослеживается, как он думал над перспективой, позами и одеждой персонажей. Он выбирал форму шляпы, примерял на героя пиджак и плащ, подбирал положение рук. 

На картине мы видим огромные окна, которые создают ощущение, что герои будто бы заперты внутри. Улицы пустынны, и только это, открытое в столь поздний час кафе, предлагает посетителям островок света и тепла. Невольно Хоппер создал картину одиночества в большом городе. Интересно и то, что оба мужчины-посетителя одеты практически одинаково. Поэтому у нас может возникнуть закономерный вопрос - а не тот ли же самый это человек? Что, если художник изобразил на одной картине два момента времени, когда мужчина был здесь с подругой, а потом проводил время в одиночестве? Или же наоборот? 

Мы не можем утверждать наверняка, что именно Хоппер планировал сказать, творя "Полуночников". Одно мы знаем точно - сочетание сюжета, перспективы, цветов и персонажей сделало эту картину настоящим национальным достоянием, которым американцы сильно гордятся. Репродукцию "Полуночников" одно время можно было встретить практически в каждом доме, да и сейчас эта картина не теряет своей популярности.

Источником вдохновения для "Полуночников", по словам Хоппера, послужило "кафе на Гринвич Стрит, на углу, где встречаются две улицы". Многие пытались найти это заведение, однако, на его предполагаемом месте сейчас расположилась заправочная станция. Тем не менее, нью-йоркцев этот факт не остановил. Посчитав картину Хоппера одним из самых выдающихся произведений современного американского искусства, а Фларитон-билдинг - подходящим по форме местом, они организовали объемную инсталляцию, которая с одной стороны служит рекламной поддержкой проходящей в музее Уитни выставки, а с другой как будто оживляет картину.

Один из критиков высказался о работах Хоппера следующий образом:
«О нашем времени потомство больше поймет из картин художника Эдварда Хоппера, чем из всех учебников социальной истории, политических комментариев и газетных заголовков».
Судя по всему, доля правды в этих словах есть.

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж