Вход

или войдите через

Препарирование перформанса: выставка «Зоопарк художников» в Галерее на Солянке

Галерея на Солянке, возглавляемая Федором Павловым-Андреевичем, сегодня не просто находится в авангарде, но возглавляет список государственных учреждений культуры, экспонирующих современное искусство. Причин тому несколько. Это и запредельно активная выставочная деятельность, и специализация на, пожалуй, самых актуальных жанрах современного искусства – видеоарте и перформансе. Жанрах, в сторону которых многие, консервативно настроенные музеи боятся даже смотреть, не говоря уже о том, чтобы полномасштабно представлять их в своих стенах.

В этих условиях Галерея на Солянке стала в госсекторе выставочным пространством, аккумулирующим все проекты, идеи и тенденции в упомянутых жанрах видеоарта и перфоманса, работая на этом поприще едва ли не за все столичные площадки. Во многом так происходит благодаря деятельности Павлова-Андреевича, театрального режиссёра, большого друга анимации и видеохудожников, относительно недавно подвизавшегося ещё и на поприще перформанса.

Но большие амбиции нередко требуют больших средств, и это оказалось актуальным и для Галереи на Солянке, задумавшей собрать под своей крышей целый «Зоопарк художников» со всеми сопутствующими атрибутами – клетками, мисками, красками, фейсбуком, битым стеклом и прочими необходимыми инструментами. Недостающие средства на это в размере 300 000 рублей было решено попробовать собрать методом краудфандинга на сайте planeta.ru. В истории современного искусства России это лишь второй случай групповой выставки перформанса, и данное обстоятельство так же можно рассматривать как осложняющий фактор. Впрочем, первая групповая выставка перформанса «9 дней» также проходила в Галерее на Солянке, так что важный опыт у команды Павлова-Андреевича к моменту запуска «Зоопарка художников» уже имелся.

Нравится ли вам жанр перформанса, близок или вызывает отторжение, «Зоопарк художников» – проект, без сомнения, знаковый. И вполне потянет на то, чтобы именоваться вехой в отечественном современном искусстве. Если вы до сих пор не разобрались в том, что представляет собой перформанс и не определились в своем отношении к этому жанру, «Зоопарк художников», включенный к тому же в параллельную программу Пятой Московской биеннале современного искусства, – лучшая возможность сделать это. «Живая» часть проекта, проходившая с 18 по 24 сентября, уже завершилась, однако документальная будет идти до 27 октября. Сама концепция «зоопарка» предоставляет возможность понаблюдать на «безопасном» расстоянии. Впрочем, и тут есть исключения, так что можно, при желании, и поучаствовать.

Елена Ковылина

Перформанс Андрея Кузькина

Свои работы в рамках выставки представили 8 художников, как признанных, так и молодых: Герман Виноградов, Елена Ковылина, Андрей Кузькин, Лиза Морозова, Федор Павлов-Андреевич, Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов, Максим Илюхин. Специально для проекта в галерее не только разместили клетки, но и открыли проход в катакомбные, обросшие легендами соляные подвалы Ивана Грозного, куда со своим «Океанариумом Садко Сладкозвучного» забрался Герман Виноградов. То ли из-за этого, то ли из-за диковинных песен о диковинных созданиях, а может, просто потому что это Герман Виноградов, «Океанариум» получился самым впечатляющим из всех перформансов проекта.

Впрочем, неподготовленного зрителя, для которого на первый план обычно выходит визуальная составляющая, в «Зоопарке художников» наверняка впечатлит все. Это и сам формат «художник в клетке», и дети в клетке в перформансе Андрея Кузькина и, конечно, обнаженные Лиза Морозова и Федор Павлов-Андреевич. Последний, кстати, в своей работе отошел от принципа зоопарка, согласно которому прямой контакт с содержащимся в клетке объектом должен отсутствовать – посетители были вольны проделать с лицом Федора целый ряд манипуляций. Поэтому ли, а может, для того, чтобы подчеркнуть эффект идеи, но Павлов-Андреевич на период живой части проекта отправил свое лицо на каникулы, в повседневной жизни скрыв его за маской черного барана и показывая только в «Зоопарке».

Соляные склады Ивана Грозного

Герман Виноградов                                                                  Максим Илюхин

Вообще, хотя смысловая составляющая всех работ была вполне доступна для понимания, на Солянке сделали все, чтобы облегчить зрителю восприятие происходящего – сотрудники периодически учтиво предлагали объяснить, что происходит вокруг, буквально препарируя по заказу любой перформанс. Конечно, специфика восприятия в России современного искусства вообще и такого жанра, как перформанс в частности накладывает свой отпечаток, но подобный подход все равно неизбежно вызывает вопросы: А должно ли современное искусство и в особенности такой жанр, как перформанс, быть объяснено зрителю? Не уничтожает ли такое объяснение саму суть идеи, которую художник транслирует посредством своего творчества? В какой мере на все это влияет упомянутая российская специфика восприятия? Но это вопросы для отдельного специального исследования.

Лиза Морозова

Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов

Федор Павлов-Андреевич

Еще одной важной составляющей проекта стала инициатива по сбору для «Зоопарка художников» недостающих средств. Это первый подобный прецедент в истории галереи и один из первых (если, опять же, не первый) в истории отечественного современного искусства. Прецедент важный, ведь по этому «блину» можно будет пытаться судить о том, насколько люди в России вообще готовы жертвовать на нужды современного искусства. Опыт можно считать позитивным уже хотя бы потому, что он продемонстрировал – люди готовы жертвовать. Другое дело, что речь пока идет больше о символических суммах, и лишь вмешательство анонимного мецената способно в корне повлиять на ситуацию.

В галерее считают опыт со сбором средств успешным, хотя и с определёнными оговорками. Комментирует пресс-аташе галереи Анастасия Мельченко: «Мы запустили этот проект на planeta.ru позже, чем стоило бы. Примерно на месяц. Почти столько же действуют наши специальные предложения для тех, кто приобретает акции на сайте, помогая «Зоопарку художников». К настоящему моменту мы набрали приблизительно 60% и, конечно, нам бы хотелось собрать всю сумму. По крайней мере, мы надеялись на это, когда начинали сбор средств. Но в любом случае проект получился успешным, особенно, если учитывать задержку с запуском. Мы получили отклик от неравнодушных людей, а это самое главное. Большую часть суммы, практически половину, нам пожертвовал человек, пожелавший остаться неизвестным. Это позволило проекту состояться, ведь мы набрали больше половины, а потому получим все собранные средства. Считаем, что не стоит пользоваться этим инструментом постоянно, но, вероятно, будем прибегать к нему при подготовке по-настоящему крупных и масштабных проектов».

Учитывая амбициозную выставочную политику Галереи на Солянке, можно не сомневаться, что инструмент этот ещё вполне может понадобиться. Тем интереснее будет проследить за возможной эволюцией общественного мнения в этом вопросе. Главное, что несмотря на подробные объяснения, вызывающие ассоциации с препарированием, «Зоопарк художников» демонстрирует, что перформанс как жанр современного искусства в России вовсе не мертв, а развивается ускоренными темпами.

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж