Арт -Москва, биеннале, Солянка, сэр!

Арт-Москва, как известно, в этом году сократила площади, переехав на третий этаж. Придумала новый формат - проект NEW PLATFORM, т.е к участию приглашались галереи, существующие менее трех лет, ранее не участвовавшие в АРТ Москве и предлагающие произведения в ценовом диапазоне не выше 5000 евро. Третий этаж это все равно что на чердак, где любят гнездиться насекомые – пчелы, осы, мухи, разные духи и монстры!
За ос отвечал билайн, пчелками наверно были галереи (сколько им еще нужно трудиться, чтобы повысить ценовой диапазон!), монстров можно было обнаружить невооруженным глазом, а что касается мух, так к ним было просто паломничество глянцевых и обычных красоток, каждая норовила сфотографироваться на фоне мух. Что конечно нас весьма озадачило!
Ведь художники на Арт-Москве предлагали довольно широкий диапазон образов для идентификации, особенно женской – от перхающей в черной дыре балерины (ассамбляж на черном фоне холста) до лиц в боевой овощно-песриковой раскраске (автопортреты Маши Шубиной). Не оставляющих сомнения в своей привлекатльности!
Женщин с «огоньком» Владимира Грига, многоногих и с наличием влагалища (одного), прошедших медные трубы неформалок Максима Башева и тех, кто еще только начинает догадываться о своем сексуальном потенциале, внимательно рассматривая себя в зеркало.
Хуже того! Посетительниц не остановили даже такие общепризнанные кумиры как Наполеон Башева (у которого, кажется, в шапке варили варенье!), Гагарин, Джон Леннон и молоденький Мик Джагер! Который яблочко то для варенья зажал!
Предложения с видами на жительство (что щас вообще актуально!) с любым интерьером и прекрасными видами из окна Марины Алекссевой, расшитые подушки, на которых можно хранить головы поверженных любовников (,Egle Ganda Bogdanine) «Недвижимость» Витаса Стасюнаса (с узелками на счастье на фасаде) и даже хэви метал (единственный звук, что может нас женщин перекричать в тяжелые минуты!). Удобные в использованнии ковры (В. Слонов. Наши вожди").
Материнский долг, потные мужчины (от четного труда) и желтые (гепатит что ли?) цветом кожи спортсмены в отдельном зале на втором этаже, мимо которых вроде не пройдешь и о, прелесть, все, без подписей, так что бери любого! Но мы-то знаем! Когда без подписи, кто ХУДОЖНИК! Так что лучше сторонкой пройдем мимо!
И только самые мудрые из нас знают, что искусство, искусством, а важнее то люди!
В Большой Манеж на главный проект биеннале «Больше света» (куратор Катрин де Зегер) мы не стали ломиться к открытию, говорят, там очередь на вход была на час и алкоголь выдавали по талонам. А мы любим, чтоб без! Так что я пришла раньше. Меньше народа, больше света! Быстрее отыщись буковку «М» в инсталляции А. Бродского, такую до боли знакомую, ровно, как и само сооружение!
Впрочем, как сказало в релизе, за свет отвечали не «М», а «Ж», т.е. женского по концепции куратора должно быть больше. На взгляд так и есть! Инсталляции с участием тканей, старых кастрюль, бумажных кружев и бабочек! Даже если не пытаться отыскать и прочесть этикетки (в темноте в подвале не просто, а на свету надо было еще поискать, кто тут сбросил бабу с саней! И саням без кобылы теперь легче! Как и Манежу без конюши, которой он некогда был!). В инсталляции Альфредо и Исабель Акилисан «Проект другой страны» - какой-то массовый убег саней, нагруженных старыми вещами (только женщины захотят столько тащить с собой! В путешествие, резервацию или куда еще?). А такому количеству старинных саней позавидует и галерея Проун! И кому как не женщинам плести умело паутину интриг (или это для обеспечения питания?) из бумаги или хрустальных (волшебных шаров, как в инсталляции «Паутина» Моны Хатум).
Впрочем на биеннале не обошлось без социального, политического контекста и критики потребления, вопросов, связанных и с личными историями, родовой памятью, идентификацией и задавали их себе и другим и мужчины и женщины. Сун Дун (мужчина) выстроил тотальную инсталляцию «Не выбрасывай!» из бытовых предметов и вещей, которые составляли повседневность его матери всю жизнь. Страшно сказать – не выбрасывай, когда столько! Том Моллой выставил книгу коллаж «Протест» - бумажные человечки с плакатами на разных языках протестуют против социальной и политической несправедливости.
В качестве фото модели можно было заметить министра культуры, но к нему было не подойти. А на фоне пархающих бабочек (коллаж иранской художницы Парасту Форухар, посвященный ее матери, пострадавшей от пыток) лучше не фотографироваться! Если приглядится, то вместо узора на крыльях можно обнаружить склоненных в рабских позах людей.
В галерею на Солянке я заглянула последний день проекта «Зоопарк художников», где семь русских художники осуществляли в клетках перформансы, находясь в клетках по четыре часа в день.
Красили стены краской (Андрей Кузькин совместно с детьми – за цветной разгул отвечали дети, а Кузькин, разбираясь, наверное, со своим детством поверх рисовал черных человечков), ругались по поводу лишней музыки (Кузькин врубал рок-энд-роллы, чем вызывал дискомфорт у Ковылиной, за стенкой справа от которой пел Гарик).
Лиза Морозова обнаженной в протестной маске красного пела песни и читала свой дневник (см. интервью с ней на сайте) участникам не мешая, не громко. . Елена Ковылина решала вопрос взаимоотношения свободы и времени, расхаживая в золотом платье и передвигая стрелки циферблата огромных часов, Гарик Виноградов выдавал целое представление, разгружая темную ауру подвалов Ивана грозного. Макс Илюхин с серьезным видом расширял пространство коммуникации за счет сетевых структур, группа ТОТАРТ общалась с людьми в сети, выясняя, что они понимают под словом «свобода» (ответы тут же печатались и развешивались, раскидывались в клетке и за пределами). Обнаженный директор Солянки Федор Павлов –Андреевч предлагал заглянуть ему в рот (чистыми руками). Мойте руки – требовали ассистенты в белых халатах! А меня один их художников (можете догадаться) послал за пивом. Оно в магазинах пока без талонов!
- Пиво сэр!
Так что не знаешь, где тут свобода – в клетке или за пределами?
Например, когда мчишься, вырвавшись из клетки, на мопеде ночью по Битцевскому парку… Это свобода?