Вход

или войдите через

«Про двух художников из трех»

Можно сказать, что вопрос о роли и месте живописи в современном искусстве стал очень «трендовым». Поэтому выставка «3х» прошедшая в Краснодарском Институте Современного Искусства в конце ноября 2013г стала очень актуальным событием в художественной жизни. На ней были представлены три художника — Иван Дубяга, Александр Вилкин и Сергей Скутару, каждый из которых в той или иной мере, по своему исследует этот вопрос.
Я хочу рассказать о двух из них.

Сергей Скутару

Скутару из 3-х художников, можно так сказать, исповедует самый классический подход к живописи. И он заключается, конечно, не в том, что художник использует холст или что-то его заменяющее, кисти и какой-то вид красок. Классический подход — это когда идея зарождается, развивается, приходит к кульминации и умирает внутри одной картины. Или, говоря другими словами, каждая картина — это одна локальная война, выигранная или проигранная ее автором. Часто такие войны ведутся с переменным успехом. Известный пример — Сезанн и его «Купальщицы» - картина, которую он писал с достаточной степенью мучений в течении 9 лет. И она так и осталась незаконченной, но стала одним из камушков заложенных в основание кубизма, «перевоплотившись» в «Авиньонских девиц».Еще более хрестоматийный пример - «Явление Христа народу». Художник Александр Иванов всю свою жизнь потратил на создание только этой одной картины. Скутару, конечно, не тратит так много лет на одну работу. Но часто так бывает, когда Сергей приступает к новой картине, пишет в Скайп: «Я начинаю новою работу. Не знаю, что получится, может все скажут, что это полная хуйня, но это будет абсолютно новое!». При этом, те кто хоть немножко знаком с творчеством Скутару знают, что он выбирает сюжеты и объекты для своей живописи не выходя за пределы собственной маленькой однокомнатной квартиры. Но все что есть в этой квартире: зубные щетки, ковер на стене, раковина в ванной или детская кроватка — это для Сергея объекты тотального живописного исследования.

Александр Вилкин

«Он больной что-ли?» - я услышал этот вопрос от одно немолодого посетителя выставки. Потом на открытии мне удалось пообщаться с ним: «Он воспевает извращения, грязь». И тут я понял почему творчество Вилкина вызывает такое негативное отношение у художников старой закалки, а кроме них и у части пришедшей публики. В их понимании изображать что-либо на картине - это значит «воспевать, восхвалять, отождествлять...». Приведу фразу из каталога народного кубанского художника Алексея Паршкова, звучит она примерно так: «Тыквы, арбузы, сливы, абрикосы, виноград - в своих натюрмортах художник воспевает красоту даров кубанской земли». Но есть и другая крайность часто образующаяся в головах молодых художников. Что нужно создавать только очень социальное, острое, злободневное, обличающее искусство. Типа, рисовать на мусорных баках портреты инвалидов, чтобы все поняли, что в нашей стране инвалиды находятся в таком положении как-будто они выброшены на мусорку. Ну нет, искусство оно более тонкое и «слоистое». (Прошу прощения за такую избитейшую истину).
В психиатрии существует такой метод лечения, обычно всяких фобий. Метод заключается в том, что врач усиливает комплексы или фобии пациента, доводя их до предельного абсурда и тогда пациент сам видит, что это действительно бред. Это очень похоже на творчество Вилкина - он берет всякие такие вещи, как грехи, табу садомазохизм и доводит все до предела.  Поэтому я могу назвать искусство Вилкина «лечебным», а самого его не «больным», а «доктором».

Текст и фото: Эльдар Ганеев

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж