Вход

или войдите через

Приручение света. «Пространство LUCIDA» в Галерее Беляево

Свет во все времена являлся для художников основополагающим компонентом творчества, отталкиваясь от которого можно было создавать и разрушать образы, формировать новые концепции и ниспровергать старые, в конце концов, даже определять реакцию публики. Но если когда-то приоритетной задачей было правильно передать свет в произведении, то в настоящее время, в эпоху появления и развития новых жанров изобразительного искусства и все новых средств освещения, позволяющих подчеркнуть авторский замысел и расставить акценты, речь скорее идет о том, чтобы приручить свет, заставить любую его форму работать на смысл и содержание художественной работы и напрямую влиять на восприятие последней зрителем.

Эту тенденцию ярко иллюстрирует или лучше сказать «подсвечивает» выставка «Пространство LUCIDA», открывшаяся 26 февраля в Галерее Беляево. Экспозиция стала третьей частью большого одноименного международного проекта, до того уже представленного в пространстве Государственного центра современного искусства и выставочного зала «На Каширке». Более 10 художников показали публике результаты своих попыток приручить свет.

Само собой, такой проект просто не мог обойтись без работ того, кто уже давно кормит свет с руки и может по праву считаться одним из лучших (если не лучшим) российских художников, работающих в этом сегменте. Речь, конечно, о Леониде Тишкове, предоставившем для экспозиции несколько своих произведений, образовавших своего рода тематический уголок Тишкова, являющийся одновременно ориентиром для зрителей и других художников и эдаким параллельным миром со своими не всегда постижимыми законами.

Олег Кошелец представил очередное звено эволюции своей работы «Гайд-парк», одну из первых инкарнаций которой – «Время цветов» – можно было увидеть еще, например, на фестивале ФОРМА в июне прошлого года. Благодаря свету люминесцентных ламп эта работа предстала в качественно новом измерении, что отразилось и на названии, которое теперь звучит так: «MORE LIGHT». Однако суть послания художника осталась неизменной – иллюзия возможности (свободного высказывания), ведь на трибуну по-прежнему нельзя взойти. Хотя лампы в её основании призывно манят желающего высказаться, итог, весьма вероятно, будет похож на то, что происходит в реальном мире с мотыльком, неосторожно приблизившемся к яркому свету.

Зрителя наверняка заинтригует инсталляция Аллы Урбан «Разговор в форме спирали», представляющая собой попытку интерпретации в одном образе истории и культуры человечества. Эта работа представляет собой крайне удачный пример визуальной метафоры. Спираль как непрерывное культурное и интеллектуальное развитие и, в то же время, как бесконечное повторение пройденного новыми поколениями. И свет свечи, пронизывающий инсталляцию, вместо путеводной звезды.

Совсем иной взгляд на пространство света, чем у вышеупомянутых авторов, представляют собой работы Антона Ольшванга. Художник неожиданно поймал свет в ледяных крынках и в объективе гигантской фотокамеры, фиксирующей изображение на серебряных пластинах. Максимально интригует проект «Семь тающих крынок», представленный лишь снимком и весьма красноречивым текстом:

«Осенью

Набрать у пустой деревни родниковой воды

Отлить изо льда семь пустых крынок

Поставить под небо на столбы в той деревне

Дождаться рассвета и смотреть

Крынки медленно тают на рассвете

Вдруг

Глухо и громко лопнули по одной, разлетевшись на куски»

В целом, проект «Пространство LUCIDA» стал для зрителей хорошим поводом взглянуть на российское современное искусство под другим углом, а для художников, как представляется, неплохой возможностью что-то переосмыслить в своем творчестве, найти новые его грани.

Ещё одним важным обстоятельством стало то, что выставки проекта проходят в государственных районных галереях. Это автоматически повышает как их статус, так и интерес к ним со стороны публики и позволяет соперничать с крупными и широко известными частными галереями, расположенными в центре столицы.

Вообще, тема света в современном искусстве являет настолько многогранной и потенциал её таков, что на основе текущего проекта вполне можно было бы организовать ежегодный фестиваль с постоянно меняющимся форматом и списком участников. Текущий опыт показывает, что реализация чего-то подобного государственным учреждениям вполне по силам.

Выставки в рамках проекта «Пространство LUCIDA» проходят в Государственном центре  современного искусства (ГЦСИ), выставочный зал «На Каширке», Галерее Беляево и в выставочном зале «Пересветов переулок».

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж