Вход

или войдите через

Опять об космос!

На выставке «Космос», приуроченной ко дню Космонавтики, в галерее «Зураб» было душно и народно, не протолкнуться! Как в павильоне «Космос» на ВДНХ, когда там по весне продавали землю и саженцы. Трогаешь  землю рукой, поднимаешь голову, а там, красивейший стеклянный купол 60 метров высоты. Ну космос же! Космос, он у нас в запасе, даже когда чистишь кастрюлю. Помните этот мультик: «Дарю тебе звезду!» - «Любимая, я тебя поведу к самому краю вселенной. Я подарю тебе эту звезду. Светом нетленным будет она озарять нам путь в бесконечность». На выставке "Космос" недостатка в кострюльных телескопах не наблюдалось! 

Владимир Марин "Телескоп 2013 г.

И вот эти вот пятна на потолке в подъезде от горящих спичек,  это черные звезды на белом небе. В детском воображении все должно быть наоборот. А уж воображение художников работает у каждого по своим правилам. Сергей Катран в своей инсталляции при помощи маргинального метода украшения подъездов воссоздал альтернативную модель вселенной, где правда быстро сгорают подростковые надежды.  

Сергей Катран, "Вселенная быстро сгоревших псов", инсталляция

Участники проекта «Космос», среди которых были не только россияне, но и художники с Украины, к которым вдруг в Москве опять возник интерес после экспаниссии представителей южнорусской волны в 90-е-, каждый на свой лад выяснял свои отношения с космосом.  И с его брендовым лицом – Юрием Гагариным.

Кто иронизировал, кто ностальгировал, а кто изживал детские травмы. а кто чуть не травмировал...

- Моя работа в туалете! - оповестил меня художник Сергей Катран.

- Надеюсь ее искать не в... это не нонспектакулярное искусство случайно?

- Нет, она на потолке! 

Я люблю, когда современное искусство на потолке (если не в космосе). А в павильоне Космос чтоб семена арбузов! Сергей Катран успел поведать мне что его дед выростил самый большой арбуз, привез на ВДНХ и его наградили Ленинской премией. 

Некоторые в сердцах даже ругались:

- Вот черт! – воскликнул один из участников, к приходу которого  закончилось вернисажное вино. Красное как планета Марс и белое как слеза луны, которую солнце спихнуло с трона. Оба кисленькие. Как оформление витрины одного из московских антикварных магазинов по дороге на вернисаж  - за решеткой и стеклом виднеется фарфоровая хохла  в национальном костюме и антикварное издание «Крымская война».

И где только носило этого пришельца, может в космосе? И даже космических размеров клубникой, заряженной видно  павильоне Космос, его не утешишь, смели быстрей, чем вино. 

«Вот черт» мы сегодня переведем по Хармсу – «Опять об космос!». 

Пришлось предложить ему кока-колу,  которую  запускал в космос какой-то сомнительного вида мафиози.  

Илья Чичкан Spase Food

В самом названии кока-колы есть что-то подозрительное, после нее и рождение звезды, судя по черепу наверное рок-звезды может иметь странный вид. 

Константин Худяков  стерео-лайт-панель "Рождение звезды"

Да но и без коки, которая в коле,  художники отрывались во всю. Пылесосили орбиту домашним пылесосом (видео Аркадия Насонова), умещали космическую вселенную на раскладушке, делали из собаки человека. 

Некоторые появились на вернисаже в бабочке, и это выглядело космично! 

Игорь Дудинский ,журналист

Там где черт, там и Бог. Одессит Анатолий Ганкевич благословлял к полету Юрия Гагарина, будто родного человека. Хотя может это Гагарин благословляет нас как отец на земные дела. Его попартовский Гагарин, если смотреть издалека, вписывается в иконографию растиражированного  в СССР образа космонавта,  одетого в свой рабочий костюм, не предназначенный для земного существования.  Значки с  Гагариным в шлеме и скафандре  можно и сейчас купить на ВДНХ. Что может вызвать ностальгию у родившихся в СССР ни микро и макроуровне,  от ношения значков до и восприятия образа Гагарина как мифического, недосягаемого героя.  На его недосягаемость намекает пузырь над головой и развернутая к нам ладонью  левая рука (жест, как у праведных людей на иконах).  Однако его лицо вблизи благодаря живописной (мозаичной)  манере художника пугает своей гиперреалистичностью, особенно крупные, как плитки мозаик зубы, кажется, что он не улыбается, а щерится. Начинаешь задумываться, кто это так улыбается  и не опасно ли  выдумывать себе героя.

Анатолий Ганкевич, "С Богом!" 

Александр Ройтбурд изобразил Гагарина так,  как пожалуй, еще никто. На ум приходит разве что иллюстрации из книги А. Лиханова "Сын Отечества" (1982 г.), посвящённые Юрию Гагарину, выполненные в технике палехской росписи. Где не только Гагарин, но и др. герои русской истории одеты в старинные русские одежды.

Ройтбурд присвоил образ Гагарина, исходя из родных ему образов, связанных с иудейской традицией. Обрядил в одеяние ортодоксального еврея и не только его,. Портрет входит в серию «Если в кране нет воды», где в таком же образе репрезентированы некоторые герои русской  и украинской классической литературы, иностранные политические деятели и поп звезды.  Для кого-то скандально, однако если ознакомиться с пояснением к работе, станет ясно, что поводом к изображению стала ранняя детская травма – смерть одного из первых детских героев. О  гибели космонавта он узнал в детском саду,  и это привело к большим переживаниям, хотя и катастрофичным, как подчеркивает автор.  А еще в задачу входило деконструктивировать конспирологические стереотипы.

Александр Ройтбурд портрет Юрия  Гагарина из серии "Если в кране нет воды"

Сергей Базиев так прямо и признается в пояснительной реплике к работе, что главным событием в его жизни был полет Юрия Гагарина и да, он супер герой. Однако в создании образа художником двигало желание воспринять Гагарина как близкого и родного человека (художник часто изображает родных), почти члена семьи, которому не чужды обычные радости – например, отдых в Крыму.  Что ж, такие желания не чужды любым фанатам, особенно если им в детстве не хватало родительского тепла. Однако художник не только сыграл роль фаната, скопировав изображение с чб фотографии Гагарина на отдыхе,  как фанаты переписывают тексты любимых песен, но и как исследователь попытался реконструировать  цветовую реальность того места и времени. 

Сергей Базилев Гагарин на пляже, 2013 г. 

У Марины Звягинцевой галактика разместилась на раскладушке в спальном районе, скупом на культурные события, как осеннее небо, установившее  лимит на падение звезд. Но это не мешает мечтать о…, ну хотя бы о выставках в этой далекой от центра галактике.

Зоя Сокол канонизирует биографию собаки Белки, стая ее на один уровень с человеком.  Дамир Муратов, пародируя фетишизм советского человека по отношению к настенным коврикам, изобразил  мишек и оленей в окружении пейзажей, куда взгляд простого человека не дотянется. Иван Михайлов, ностальгируя по детству, отснял серию,  где главными героями являются ракеты на детских площадках. 

Лунных оленей Дамира Муратова дети с охотой гладили! 

Серия о детсуких площадках Ивана Михайлова затрагивает настальгические чувства  взрослых пришельцев вернисажа

Игорь Гусев запустил в космос любимого всеми  героя Гайдаевских комедий Шурика, неунывающего недотепу, рядом с которым  каждый зритель мог чувствовать себя супер героем. Сейчас, когда на экранах  репрезентируются совершенно другие образы, будто вылезшие из черных дыр вселенной, можно  на другом уровне оценить те качетсва,  которые вопрощал герой Александра Демьяньченко.   Шурик и правда  был великий, потому что не злой. Не красавец, зато и не вампир! Лучше углубленный в себя недотепа,  чем механические образы сегодняших ведущих ток шоу (вампиров, а не журналистов), агрессивно втирающие нам неотрефлексированные идеи как единственно истинные), вампиры-красавцы и бездушные псевдокомики бездарных комедий. Вот кого хотелось бы отправить подальше!  

Игорь Гусев,  Александр Великий, 2013 г.  

Телескоп из кастрюль это не единственный предмет на выставке из привычного нам женского мира. Леонид Тишков уже давно разрабатывает тему "русского космизма",  воплощая образы и персонажи своей версии истории при помощи макаронных изделий. 

Космиитческий корабль Леонида Тишкова. Зрители обсуждают друг с другом - не пересолил ли автор?

В рамках проекта можно было поучаствовать в интерактивной акции, посвященной столетию летчика-испытателя Героя Советского Союза М.Л. Галлая, организованной его родственниками. На выставке организатры акции гасили марки  с изображением М.Л. Галая на почтовых открытках специально выпущенных к его столетию.   

А так же можно было поучаствовать в розыгрыше, главным призом которого был рисунок одного из участников выставки Константина Батынкова конечно на космическую тему нарисованный в режиме реального времени.

Но я этим розыгрышам не доверяю. Рисковать не стала!  Самолеты Батынкова на кухне у меня есть. 

Так что за завтраком я всегда летаю. Просьба не беспокоить, особенно  со своим космосом! 

 

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж