Вход

или войдите через

Ночь в (Дарвиновском) музее: искусство и зоология в проекте «ZOO-ZOO»

В наши дни ежегодная международная акция «Ночь в музее» предоставляет московской публике такие возможности и такие альтернативы, что столичного зрителя уже давно можно смело называть даже слишком искушенным в вопросе о том, как наилучшим образом организовать свой досуг в этот день. В весьма объемном путеводителе представлены мероприятия на любой вкус, а культурные учреждения и институции стараются именно к этому дню приурочить открытия новых выставок, показ оригинальных фильмов и прочие «хэппенинги». Так, если говорить о современном искусстве, то в этом году в преддверии Ночи открылись, например, выставка Максима Ксуты в галерее «Триумф» и масштабная ретроспектива Дмитрия Пригова (с любопытным спин-оффом в Галерее Беляево) в Третьяковке на Крымском валу, куда, по свидетельствам очевидцев, стояла вечером 17 мая гигантская очередь.

Кроме прочего, Ночь является хорошей возможностью посетить и «традиционные» музеи с большими постоянными экспозициями, куда в обычные дни поводов зайти бывает не очень много. В этом смысле Дарвиновский музей попал прямо в десятку, сыграв на ожиданиях консервативной и прогрессивной публики, поскольку «под одной крышей» (и на ней) объединил свою традиционную начинку – историю фауны и флоры планеты – и актуальную рефлексию современных художников на тему этой истории, текущего положения дел и будущего. Вполне возможно, что сам по себе музей вряд ли бы решился на такой шаг, но его, судя по всему, убедили участники арт-группы «ДАДАНЕТ», в частности, Сергей Катран, куратор арт-части, и Алек Петук, ответственный за музыкальную составляющую.

Алек Петук на сцене

Что касается арт-проекта, получившего название «ZOO-ZOO» то кроме ДАДАНЕТовцев в нем приняли участие такие художники как Олег Кошелец и Дарья Домбровская, Группировка «ЗИП», «PProfessors», ЦНИИ Психогеографии и Пограничных состояний (ЦНИИ ПИПС), Дмитрий Каварга и многие другие. Часть проекта расположилась снаружи, перед фасадом здания музея и во дворе. Вторая – внутри или точнее на крыше. Как выяснилось уже на месте, в контексте Ночи в музее куда больше с точки зрения внимания публики повезло той части, что была снаружи, поскольку до крыши (точнее, до той самой крыши, ведь в Дарвиновском они оказались разделены) из-за огромного скопления народа, пришедшего культурно провести вечер, удалось добраться не всем. А между тем, где-то там, на крыше, затерялась цивилизация дельфинов Группировки «ЗИП» и Лаборатории имплицитного пупария ЦНИИ ПИПС!

Внизу же наибольший ажиотаж у публики вызвала обитаемая скульптура для собак, созданная Дмитрием Каваргой и инсталляция-лабиринт «Круглый стол» Аллы Урбан. Впрочем, и первая, и вторая работы воспринимались публикой скорее как любопытный аттракцион, а не произведение искусства, что для Ночи в музее, как показывают наблюдения, является вполне обычной реакцией. Однако смысл, в работы заложенный, зрителями, кажется, всё-таки был воспринят. Сложнее ситуация оказалась с восприятием музыкальной программы во дворе музея. Музыка в исполнении групп «Припой», «ТОМИДЖЕРИ» (во главе с Алеком Петуком) и других получилась вполне адекватным саундтреком к проекту «ZOO-ZOO», но, судя по недовольным высказываниям, сильно резала слух бабушкам, приведшим в «классический» музей своих внуков. Доминантой же экспозиции во дворе стала инсталляция Алексея Дьякова «Псидентификация», в рамках которой художник предпринял попытку представить образ, с которым, по его мнению, себя может идентифицировать в животном мире человечество – пингвина.

Внутри было не менее интересно. Продравшись сквозь толпы людей, уворачиваясь от взирающих со всех сторон отличных образцов искусства таксидермии и поглядывая на различных жуков и бабочек, можно было набрести на впечатляющую коллекцию видов колибри, а также на еще один арт-проект, на этот раз посвященный розе – «Sub Rosa». На выставке, разместившейся в башне музея, можно до 29 июня увидеть работы Марии Арендт, Татьяны и Сергея Костриковых, Аллы Урбан, Александра Панкина, Клары Голицыной и еще пары десятков авторов.

В какой-то момент начало казаться, что Дарвиновский с трудом справляется с наплывом людей, однако в обратном убеждали зорко следившие за наличием у посетителей разрешения на фотосъемку работницы музея, контролировавшие периметр. Подводя итоги можно сказать, что в Ночь музеев Дарвиновский был не лучшим местом, если вы хотели хорошенько проникнуться искусством, вдумчиво посмотреть основную экспозицию и арт-проекты, оценить их взаимодействие. Сделать это в такой обстановке было попросту невозможно. Но в то же время музей оказался отличным выбором для тех, кто хотел получить впечатление.

Приглашение современных художников в Дарвиновский (пусть пока только во двор и на крышу) должно пойти музею на пользу, позволив привлечь новую аудиторию и, возможно, сделать это учреждение заметной точкой на арт-карте Москвы. Кроме того, это возможность по-другому взглянуть на постоянную экспозицию музея, пропустив впечатление от неё через призму арт-проектов. Самое главное, что из крупных государственных музеев, прямо не связанных с искусством, Дарвиновский является едва ли не единственным, который может достаточно легко позволить себе подобные эксперименты с программой.

 

Be In Art спросил участника проекта «ZOO-ZOO» художника Дмитрия Каваргу о том, что он думает о возможности представить свои работы в таком музее, и какое влияние на его творчество оказывает опыт взаимодействия с животными.

Что для тебя как для художника значит опыт взаимодействия с животным и использование этого опыта в своём творчестве?

Животные – существа без интеллектуальной надстройки, этого вздутого лишаеобразного нароста, прикрепленного к головам людей. Мы безостановочно продуцируем мириады фантазмов, пополняя содержимое своих вздувшихся лишаёв. Фактически, мы, люди, там и живём, внутри этих наростов, как в герметичных скафандрах... Снаружи только ноги для перемещения. Но и перемещение бессмысленно и атавистично, поскольку представление о расстоянии и целеполагании смены места находится там же, внутри... Подобные размышления о взаимопроникновении и взаимовлиянии интеллектуальной и биологической природы на территории человека как раз и являются стержневыми в моём творчестве. И животные в нем представляют собой что-то вроде камертона, они – такой взгляд, пронзающий на секунду панцирь моего нароста и впускающий в него настоящее неспродуцированное.

Какое значение на твой взгляд, имеет тот факт, что площадкой для такой выставки современного искусства (причем уже не первой) стал Дарвиновский музей на первый взгляд не самое очевидное место для современного искусства?

В отличие от традиционного, современное искусство не является, так сказать, вещью в себе. Оно давно растворило все возможные жанровые и дисциплинарные ограничения и в поисках новых ингредиентов для своего токсичного синкретизма вырвалось «наружу». Дарвиновский музей – великолепное место для подобных вторжений. Правда, он пока держится и подсовывает крышу с двориком, не пуская нас в залы с коллекциями экспонатов. Но, думаю, это следующий шаг. К слову, не так давно я участвовал в фестивале Про Арте «Современное искусство в традиционном музее», и местом арт-оккупации был Музей Института Экспериментальной Медицины им. Павлова. Мои роботизированные шевелящиеся фрагменты собаки вплавились в экспозицию музея, и она мутировала во что-то иное, новое и живое. Ценнейший творческий опыт, который всколыхнул во мне новый пласт задач и смыслов. И было бы здорово продолжить его развивать.

Арт-проект «ZOO-ZOO» в Дарвиновском музее до 15 июня.

Арт-проект «Sub Rosa» в Дарвиновском музее до 29 июня.

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж