Вход

или войдите через

Secret Art: Секреты современного искусства или как стать коллекционером

В последнее время ряд галерей и выставочных институций перешёл на закрытый формат работы, устраивая показы работ художников и вернисажи по «предварительной договорённости», дабы отсеять нежелательных гостей и обывателей и работать непосредственно с целевой аудиторией — коллекционерами. Формат во многом продиктован требованиями в определённый период заметно сдувшегося рынка, отчасти — новой цензурой. Но в ряде случаев также и желанием оградить себя от контактов с «непонимающей и несведущей» публикой. Так уже больше года достаточно успешно работает, например, Крокин галерея. Да и некоторые арт-институции, считающиеся открытыми, на деле по частям вводят такой режим фильтрации. Современное искусство не для всех, но для избранных, для тех, то понимает и покупает — такова пугающая, но, видимо, неизбежная в современных реалиях тенденция.

Тем не менее, и в рамках этой тенденции случаются эпизоды, претендующие на статус исключений. Один из них — проект арт-сообщества Secret Art «Аттракция актуального искусства». Хотя сообщество с самого начала своего существования (2011 г.) организовывает экспозиции в местах «с неформальной атмосферой» вроде лондонского особняка Cornwall, куда можно попасть по предварительной договоренности, новый проект, по замыслу организаторов, парадоксальным образом призван помочь широкой публике получить ответ на вопрос: «Кто и зачем это покупает»?, а также продемонстрировать, что «искусство доступно и открыто каждому».

Что касается последнего пункта, то некоторые сомнения в его справедливости у широкой публики невольно могли зародиться при виде Rolls-Royce с табличкой Secret Art на лобовом стекле уже на подступах к месту проведения выставки — элитному комплексу апартаментов «У Патриарших». Внутри все было организовано на высшем уровне и на «высшем» этаже — в пентхаусе элитного комплекса. Посетители могли не только оценить произведения искусства, представленные такими галереями, как pop/off/art, 11.12, RuArts, MSK Eastside и студией Айдан Салаховой, но также полюбоваться предметами интерьера эпохи ар-деко, посмотреть за работой художника, стать свидетелями сразу двух перфомансов, сделать раритетный фотоснимок на память и насладиться живой классической музыкой в исполнении струнного квартета, либо неживой — записанной на коллекционном виниле.

Все, столь тщательно подобранные, ингредиенты вечера невольно вызывали закономерный вопрос — зачем организаторы пытаются сесть сразу на два стула, заявляя о «доступности и открытости искусства каждому»? Ведь традиционно закрытый и доступный лишь крайне ограниченному числу людей мир коллекционирования предметов искусства не может быть открытым по определению. Даже если пустить посмотреть на этот мир всех желающих. Впрочем, «Аттракция актуального искусства» рассчитана не столько на маститых коллекционеров (хотя мероприятие посетили фигуры самого крупного калибра вроде Виктора Бондаренко), сколько на тех, кто мог бы покупать современное искусство, но пока ещё не задумывался об этом. А выбрать есть из чего: Аркадий Петров, Ринат Волигамси, Вика Бегальская, Иван Плющ и еще с десяток авторов разного опыта, жанра и стоимости. 

Несмотря на заявленные организаторами вполне насущные вопросы — «Кто и зачем это покупает?» и «В чем заключается важность эстетической и эмоциональной составляющей того или иного произведения искусства?» — мероприятие в элитном комплексе апартаментов «У Патриарших» практически оставило эти вопросы без ответа, очень хорошо вместо этого ответив на другие: «Как со вкусом и размахом потратить большие суммы денег?» и «Как стать коллекционером?». Что касается последнего пункта, то вовлечь всех интересующихся в процесс собирательства современного искусства несомненно поможет и насыщенная культурная программа в рамках выставки. В неё, в частности, входят мастер-классы от MМОМА и показ фильмов вроде «Баския» Джулиана Шнабеля.

Однако форма далеко не всегда определяет содержание. Стать коллекционером можно, просто скупив всю выставку «Аттракция актуального искусства». Но в чем будет смысл именно такой коллекции? Не в том ли, что это искусство весьма удачно сочетается с меблировкой ар-деко? Именно такое впечатление, по крайней мере, оставило мероприятие на Патриарших. А как же та самая заявленная эстетическая и эмоциональная составляющая? Почему желающим потратить свои деньги на произведения современного искусства стоит сперва обратить внимание на работы одних авторов и повременить с покупкой других?

Художественная и смысловая концепция (неважно, понятная зрителю сходу или нет) — краеугольный камень существования любого стоящего произведения актуального искусства, ведь именно поэтому оно в конце концов и называется актуальным. Так же и у любой коллекции такого искусства должна быть концепция, должен быть принцип. Как такую концепцию может сформировать посетитель, «часто непонимающий современное искусство»? Неужели он должен выбирать работы, исходя лишь из того, как они впишутся в интерьер и какую создадут атмосферу (это, конечно, важный фактор, но далеко не единственный)? Не размывает ли это смысловую ценность произведений актуального искусства? Выставка «Аттракция актуального искусства» стала красивой иллюстрацией, но не дала ответов на актуальные вопросы, которые, фактически, поставили сами же организаторы. Что ж, возможно, часть ответственности за это, как ни парадоксально, лежит на самом современном зрителе, который готов с удовольствием смотреть на красивую картинку, но не готов увидеть смысл.

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж