Вход

или войдите через

Самуэль Сальседо: Если воспринимать все положительные отзывы, которые к тебе приходят, то ты можешь стать идиотом!

На выставку испанского скульптура Самуэля Сальседо в галерею Osnova я оправилась дождливым октябрьским вечером, в ту пору, когда люди с неохотой выходят из дома. Особенно если днем намотались по городу. Но они так настойчиво звали! По мылу два раза. Карету, гаджеты, черный плащ и с орлами шпагу! От кареты (электрички) я отказалась, хотя на ней мне до Винзавода ближе всего! Но темнота над Москвой… особенно в дальних районах, ах, ну да, в центре. Лучше добираться в подземке, среди тесной толпы, чтобы не об-ться сразу на выходе! Накрывает не плавно. 

На Винзаводе я очутилась в 20.00, так что на стакан виски с селедкой я не рассчитывала, как и на беготню  по другим галереям, не день вернисажей. Это был черный осенний московский вечер, который возбуждает лишь людей декоданса. Непривычно пусто. И в этой пустоте откуда-то сверху доносились псевдо соловьиные трели, которые прерывались тявканьем и визжаньем. Детё антилопы. Звуки, от которых дрожали, как от последнего удара судьбы листья, хотя казалось, что их коричнево-желтый панцирь ничем не пробить! 

Было неуютно, к тому же я забыла, где находится этот Бродильный цех, в котором расположена галерея! И это целое приключение, бегать от двери к двери в поисках нужной. Однако это все же лучше, чем обмениваться потом на мультикультурном форуме, проходившем в это время Манеже. С легким беспокойством я  вошла в пустынный коридор Бродильного цеха, путь к которому мне указал подвернувшийся под руку охранник. 

Стражники у ворот галереи с настороженностью оглядели меня и внимательно изучили челобитную (распечатанный на принтере пригл). Эх, где это моя белая шуба в зеленых пятнах, в ней меня всегда сразу пропускают! Наверно думают, что ветрянка. 

Народу в галерее было не много, ну тем вкуснее казалось шампанское! Я не из тех, кто предпочитает брют. Это из другой сказки. Злой, сухой, колкой, шипучей. Зимней. 

Переводчица с испанского, модоблогеры с пластикой мотылька. Модница с испанской недвижимостью и одна рыжекрашенная маленькая женщина с перебитым носом. С которой мы уже однажды встречались в клубе на Брестской, где тогда тусовали художники. Она подрабатывала моделью, но кажется безуспешно. 

Маленькая женщина с прямыми черными волосами, в легкой блузке в горошек, (крепдешин) сжимая в руке косметичку, звонила Бруни. Бруни ей не отвечал. Маленькая женщина в черной блузке с V-образным вырезом, с давно перебитым вздернутым носиком, с ямочкой на подбородке и золотыми веками (тяжелыми золотыми веками, если хотите) хотела позировать Бруни, Бруни упорно молчал. Маленькая женщина в легкой воздушной блузке с ямочкой на подбородке (свидетельство об упорности), с яркими золотыми тенями, указывающими направление к черным глазам… Кто сказал, что Париж…серпантин, золото, жир, провокация, «Да-да». Кто сказал: «Да-да»? Все было сосем не так! Если золото, то на ресницах, чтобы прикрыть усталость. Если любовь, то по переносице. Легкое прикосновение кисти. (подробности тут)

Теперь она покрасилась в рыжий. Попросила у меня телефон, чтобы кого-то сюда пригласить.

– Архитектор, говорит по-испански, недалеко тут работает!

Архитектор не отвечал.

– Да не хочет общаться!

– Да нет, просто занят!

Обычное утешение для тех, кто не примеряет на себя образ мигеры. Знакомо!

Мы обсудили предстоящие и прошедшие вернисажи по параметру кислотности вин. Представитель галереи поглядывал на нас с недоверием. Ну, еще бы! Люди с перебитым носом и сутулой спиной заговорщицки обсуждали, в каких галереях в ближайшее время можно еще бухнуть.  

Я попросила у него каталог художника, который он с охотой раздавал людям с недвижимостью.

– Ну, только верните!

Каталогов дома у меня, как у русских в Испании недвижимости, но хотелось подробнее выяснить, что это за фрукт такой – в очках и с наколками, птички там, ласточки. Кто там за очками и крыльями скрывается! 

Некоторые работы в каталоге выглядели пострашнее, чем на выставке, и похулиганистее! Объемные шарообразные головы с естественным, а не серым, как представлены в галерее, цветом кожи, облитые кровью. Голые мужики спокойно сcали на стену. 

Это ближе к реальности! Особенно если пройтись вечером вдоль стены курского перрона, заскочить в туалет на Китай-городе, или включить новости. Кто будет кроме маньяков такое держать у себя дома! 

Галеристы через пиар агентов не скрывали, что хотят продавать. Товар расхваливался как в магазине на диване. «Произведения Сальседо в первую очередь провоцируют нас на взаимодействие, требуют от нас сопереживания, и благодаря этому мы открываемся навстречу этим произведениям и можем прожить тот месседж, то послание, которое скульптор закладывает, он говорит, что его произведения - синтез личности. Мы вступаем в контакт сначала очень наивно, его произведения очень открыты, их хочется поцеловать, потрогать, погладить, тем самым он нас провоцирует, мы открывается и тут же он нам дает более сложные смыслы и мысли, которые дальше развиваются благодаря нашим интерпретациям. Первая реакция нас открывает, и потом мы вступаем в более глубокое взаимодействие с его произведением».

«Серая» серия Самуэля Сальседо, лично у меня не вызывала положительные реакции, желание погладить, лизнуть поцеловать эти сгрудившиеся в углу, похожие на тыквы серые людские головы с сощуренными глазами, наморщенными лбами. Лица, зафиксированные, будто в момент трудных снов.

С высунутыми от напряжения языками и у некоторых, кажется, искривлен или перебит нос. Лица, страдающие сами или по чужой воле. Только блогеры выразили желание лизнуть языком одну из заколдованных морд.

Разве что распрощаться с образом жертвы и унести одну из голов в своей клетчатой сумке!

«Ты уходила за сотню Венеций! И сотня Венеций как плешивые суки, цеплялись в подолы тебе!

Ты уходила, унося в своей клетчатой сумке мою голову!

Она улыбалась тебе!»

Вот почему я еще люблю ездить в метро! Там иногда поэты выкрикивают на ходу романтические стихи усталым бабам. 

Да, но мы все-таки сегодня мысленно в Испании! В любом случае присутствие католического мировоззрения в работах считывалось. 

Полка, плотно заполненная серыми унылыми головами, напоминала ниши, в которых обычно помещают изображения мадонны. 

Громадная серая кисть руки с раскрытой ладонью встречала посетителей на входе.  Для кары или защиты? Судя по ее положению, слегка согнутому, она напоминает один из вариантов крестного знамения у католиков, пять пальцев обозначают пять ран Христа.  

Круглые серые головы людей, похожие на тыквы, сгрудились в углу галереи. Но они притягивали внимание, на них строился акцент экспозиции. У стен в тумбочках были вставлены в серых обложках книги, которые были придавлены головами спящих людей, видимо уставших от знаний. А может книги не главный их интерес, надо спросить художника, что он читает и почему они закрыты. 

Скульптор Самуэль Сальседо известен своими гиперреалистическими скульптурами людей и животных, точнее полу животных (человечьи лица с заячьими ушами) которые реалистическими сам он, как выяснилось, не считает. Его голые, лишенные привлекательности тела отсылают к работам Тонни Мателли и Ли Сюэ. А в круглоголовых бошках что-то есть от морд Целкова. Однако в отличие от Мотелли, Сальсендо не акцентирует внимание на телесности с явными физическими и психическими недостатками, с узким спектром эмоций на лицах моделей, в основном выражающих страдание, ужас, мучения, вызывающие у зрителя порой сильный протест против их публичной демонстрации.

Сальседо не встраивает своих героев в апокалипсическую картину мира, экстремальную для персонажа ситуацию, не экспериментирует с человеческой телесностью, придавая ей брутальные, монстрообразные формы. Как Ли Сюэ, который подвергает человеческие тела мутации, соединяя их с телами животных. 

Самуэль Сальседо на стороне обычного человека, и его волнует непростые взаимоотношения между человеком и обществом, когда человеку приходится, чтобы защититься от агрессивного вторжения общества в его жизнь (нельзя уже и отлить на стену голым ночью, очнувшись от кошмарных снов, которые провоцирует в т.ч. и наполненный мочевой пузырь), напяливать всяческие маски. Тема масок – одна из основных в его творчестве. Используя прием контраста Сальседо критикует массовое сознание, которое навязывает человеку клишированное восприятие по поводу того или иного образа. Если зайчик, то сразу милый веселый и пушистый. Не злой, не грустный, не опасный, не больной. У Сальседо на лице получеловека-полузайца отражается печаль, какие-грусные думы.

 

Подробнее об аспектах его творчества я решила поговорить через переводчика с самим автором. 

– Почему у вас книги в закрытом виде? Это намек на переизбыток информации в обществе? Магические свойства книги?

– Они хранятся, а мы храним книги в закрытом виде, вы их можете взять и почитать, это метафора.

– А что вы сейчас читаете?

– Я вообще не очень читатель, потому что когда начинаю читать, тут же отвлекаюсь и начинаю думать о своем.

– Ну, вы настоящий художник!

Почему эти головы не улыбаются, смех вас не интересует?

– Меня интересует смех, это так подобралось. На многих скульптурах у меня люди смеются. Мне не хочется изображать однозначные яркие эмоции. Мне нравится изображать такие вещи, которые двойственное прочтение имеют. Это может обозначать и удовольствие и страдание.

– Это общие эмоции или вас  впечатлили конкретные персонажи?

– Я не хочу изображать конкретных людей, эти лица могут изобразить многих людей, для того, чтобы человек смотрящий на это лицо, мог себя с ним идентифицировать. И хотя они производят впечатление очень реалистических, на самом деле это не реалистическое искусство, они скульптурные, это символ лица. Лицо привязано к шару, вписано в шар это шаровидная конструкция.

– Сама телесность вас интересует в каких аспектах?

– Плоть меня интересует, потому что тема моего искусства является личность человека и как он представлен. Человек это мешок из кожи, внутри которого много всего, человек и его положение в пространстве, как я здесь и сейчас.

– Маски свидетельствует о том, что каждый человек закрыт и играет какую-то роль в обществе?

– Да, действительно маска передает информацию о том, кем мы хотим казаться. Очень часто то, какими мы хотим казаться, не соответствует реальному впечатлению, которое мы производим. Эти персонажи претендуют на такой вид королевский, но на самом деле их претензии рассыпаются из-за их полуобнаженного вида.

– А вы сами какие-то маски примеряете на себя?

– У нас у всех есть маски, наша одежда это тоже маска, я обнажаюсь через свое творчество, но в своей частной жизни у меня те же маски как у всех.

– Почему выбран такой материал и цвет, который как бы лишает индивидуальности?

– Я работаю сериями. Эта серия конкретно серая, она связана и с материалом как вы правильно заметили – это графит и свинец, то, что изображает бумагу (книги) – это свинец и это повлияло на эту серию. Но это и связано с меседжем, которое содержится внутри этих произведений. Каждое произведение этот синтез человека. Эти идеи воплощены в нескольких сериях и есть и цветные варианты, и я много работал с цветом.

– Вы занимаетесь только скульптурой, используете ли другие техники?

– Я начал как художник и продолжаю писать, но сейчас я выступаю как скульптор.

– Вы сами делаете все скульптуры или кто-то помогает?

– Я всю основную работу делаю сам, болванку, которая заливается смолой, но у меня есть и помощники.

– Какая самая удивительная реакция у зрителей на эти скульптуры и как вы на нее реагируете?

– Вообще когда ты выставляешь свои произведения, у тебя выставляется блок, особенно на хвалу. Ты блокируешься и не воспринимаешь похвальные рецензии. Гораздо глубже и сильнее входит в тебя критика. Когда критикуют, я это очень хорошо помню, и это производит на меня сильное впечатление. Если воспринимать все положительные отзывы, которые к тебе приходят, то ты можешь стать идиотом. Как с ребенком, все приходят и говорят – ой, какой хорошенький мальчик! А потом кто-нибудь приходит и говорит – ну и урод же ты, - и это очень сильно впечатляет. Я очень хорошо помню реакции слепых, которые трогают мои произведения, для меня это очень важно, и дети иногда очень интересные дают реакции. Ты немножко обрастаешь корой, вынужден создавать некую броню вокруг себя, потому что когда ты выставляешь свои произведения, ты совершенно обнажен, и тебе нужна защита.

– А где вы берете эту защиту?

– Ты этому учишься во время работы, но обычно прием моих произведений очень хороший, у меня хорошая критика. Но для меня неважно то, что я сделал, а то, что я собираюсь сделать, я все время думаю о том, что я в будущем сделаю. Я борюсь за что-то, что я еще сделаю, но я еще не знаю, что это будет. Джакометти говорил – тема его произведений - это невозможность выразиться, невозможность достичь чего-то конечного и это то, что его стимулирует. Прояснить до конца. Художник в постоянной борьбе за то, чтобы выразить еще даже не зная что. Поиск дает энергию и, говоря о защите, это то, что дает защиту. Потому что сегодняшний день я уже забуду, я буду думать о том, что я буду завтра делать.

– В Испании существует подпольное или неформальное искусство?

– Сейчас искусству это не нужно у нас. Оно должно быть подпольным обязательно и контркультурой. Я думаю, во время фанкизма оно конечно было. Но поскольку сейчас кризис и нет денег, сейчас все антиофициальное.

 – А на Тенерифе вы не были? Там есть международная колония художников?

– Нет, это очень далеко от меня!

Да, и от меня тоже! 

Спасибо галерее за прдставленные фотографии! 

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж