Возможность полета!

В ГЦСИ открылась выставка «Возможность полета», экспозиция составлена из новых поступлений в коллекцию ГЦСИ. Название выставки обыденное, вызывает ассоциации с ежегодными мероприятиями ко дню Космонавтики, в каких-нибудь детских галереях. Если бы не февраль, тормозящий энергию и провоцирующий на мечтательность и слово «возможность».
Лапута, из серии "Летать", 2015 г. Константин Батынков
Организаторы исследуют взаимоотношения человека с реальностью, возможность полета (фантазии). Реальность такова, что по пути в ГЦСИ я обнаружил новый дом. Из темно-красного кирпича с высоким серым фундаментом. Не слишком высокий для того чтобы мечтать о звездах, но насыщенный цвет стен привлекал больше чем здание ГЦСИ. К полету (аренде) дом был готов. В гардеробе ГЦСИ служащие смеялись и кокетливо переговаривались (потеряли рабочее равновесие, может, при столкновении с пальто). А на лестнице, ведущей в небо (к экспозиции) стояли со списками люди. Я подумала, как лучше пробраться - взлететь за чьими-то спинами на лифте, проскользнуть с паролем – «Меня пригласила А» или сказать, что я журналист, т.е. взять обязательства. Да, но, а вдруг не взлечу!
Проскользнула за спинами!
При входе в зал столкнулась с надписью «Вверх». Долой сомнения, оттолкнуться, вперед. Вверх!
"Свобода есть свобода", 1997-1998 г. Эрик Булатов
Но знакомый сказал, что лучше сразу не вверх, а в темное помещение! «Потеряешь равновесие!».
Да, но я и так его часто теряю!
В темном боксе крутился стеклянный шар и на него проецировались портреты героев русского космизма (Федорова, Соловьева, Флоренского, Циолковского), лица мелькали по стенам, по полу скользили глаза, огромные, от которых не дется, как от русских утопий. С полу они перебирались на твое тело и перечеркивали белыми жирными полосками твое собственное зрение. Ты мгновенно терял равновесие и мог рассчитывать только на внутреннее видение! На веру в то, что не перед глазами. Хороший проект чтобы проверить собственную веру.
"Космические путешественники", 2015 г, Татьяна Антошина
Рядом со входом в этот темный бокс располагалось огромное, двух метровое в диаметре гнездо, на которое хочется тут же свалиться, выйдя нетвердой походкой из темноты на свет. Гнездо создали художники одноименной группы «Гнездо» (Геннадий Донской, Михаил Рошаль и Виктор Скерсис) и презентовали на знаменитой выставке эпохи нонконформизма в Доме Культуры ВДНХ вместе с акцией.
Художники сидели в гнезде и предлагали всем желающим присоединиться и тоже высиживать яйца и даже пытались взлететь. Конечно, вам захочется узнать, сколько времени ушло на создание этого гнезда! Так это представьте не сложно: «- Представляешь, полдня ребята гнездо вили, и все насмарку, - слышится рядом. - Говорят, пожароопасный экспонат» (из репортажа о выставке, МК «Соблазны фиолетовой карьеры», 1975 г.).
Группа "Гнездо", "Высиживайте яйца"
Что ж, теперь это не пожароопасный экспонат! Этот вернисаж проходит без скандала и шума, никто не срывает со стен работы, не ломает инсталляций, не трясет бородой в разговорах, не накручивает на палец усы. Не ходит в котелке, украшенном разноцветными буквами! Разве что в мой объектив попала такое желанное сегодня слово «мир»!
На мониторах плавно передвигаются и сталкиваются друг с другом артефакты из того прошлого – старые радиолы и детские игрушки. Владислав Ефимов оживляет холодное (февральское) космическое пространство личными предметами, которые сталкиваясь, создают свою систему пространственных координат. А у Николая Филатова гантели мимо нашего носа улетают в Венецию. Может на биеннале?
А Облачная комиссия движется в совсем другом направлении - к северному полюсу. Попутно внимательно разглядывая, не только своим, но и треугольным глазом и фиксирует формы облаков. Чехов на страусе или гнездо без художников? Небесный шашлык на травах. Выбор за вами!
"Из серии Небесная концелярия", 2002-2003 г. Мария Чуйкова
Бой с тенью или бой с красным квадратом? Мифология русских сказок и индивидуальная мифология художника. До каких высот поднимется ваша фантазия? Коньки или валенки?
Группа "Синие носы", Русский богатырь борется с летающими вокруг него супрематическими абстракциями" , воспроизвдение 2015 г.
"Летящий медведь", 2005 г. Леонид Соков
"Все выше и выше, и выше, памятник коньковому заводу в Верхотурье", 2012 г. Леонид Тишков
«Ура! или «Ядовитые выхлопы!» экологическое сознание, которому художники уделяли особое внимание еще в те гнездово-семидесятые или модное ныне патриотическое, что составляет нашу реальность?
Витас Стасюнас", "Салют" , 2002, 2003 г.
Ольга и Александр Флоренские "Военный вертолет", из проекта "Русский трафей" 2002-2006 г.