Вход

или войдите через

«Брюс Науман» и «Социальный сюрреализм» (лекции Ирины Кулик в ПРО АРТЕ)

11 и 12 февраля в петербургском ПРО АРТЕ состоялись выступления Ирины Кулик – московского искусствоведа и арт-критика, автора цикла лекций «Несимметричные подобия» в музее современного искусства «Гараж».

Лекции приурочены к только что прошедшей в Главном Штабе выставке под названием «Экфрасис» (др.-греч. – описание произведения изобразительного искусства или архитектуры в литературном тексте). На ней можно было увидеть целый ряд видеоработ, от авторской программы директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского «Мой Эрмитаж» до «Ночного дозора» Франсис Алис, в котором живой лис путешествует по лондонской Национальной портретной галерее (Алис -- тот самый автор проекта "Лада-копейка", разместившегося прошедшим летом во дворе Эрмитажа).

Франсис Алис, Исследование для проекта Лада. Коллаж с позолотой, 11.5 x 13 cm. Права принадлежат артисту.

Первая петербургская лекция Ирины Кулик была посвящена Брюсу Науману, одному из художников Манифесты 10.

По мысли Ирины Кулик, искусство Брюса Наумана расположено на стыке нескольких важных понятий: концептуализма (в изводе Джозефа Кошута, т.е. связанного с речью и языком), перформанса (телесности и сексуальности), пространства (того, каким его понимает минимализм), а также медиа(видео)арта.

Art Make-Up No. 1, White (1967), 16 mm film, color, silent; 10 min, 2006 Bruce Nauman/Artist Rights Society (ARS), New York

На раннего Наумана оказал большое влияние абстрактный минималист Дональд Джадд, создатель ABC-art: своеобразного алфавита идеальных чистых форм, из которых все состоит. У Наумана форма уже «испорчена», она приобрела биоморфность и физиологичность.

Одна из ранних характерных работ Наумана – «Слепок пространства под моим стулом» (1965-1968). Обратная скульптура-негатив, довлеющее отсутствие, но одновременно и нечто очень личное, связанное с телом художника.

Науман поэтапно превращает свое тело в художественный объект. В ходе акций-перформансов он покрывает кожу краской, чтобы стать скульптурой, соотносит свое тело с разнообразными предметами, измеряет шагами комнаты, копируя походку канатоходца, роняет тело в углы, ударяясь головой о стены, использует приемы современного танца.

Bruce Nauman: "Art Make-Up" (1967)

Bruce Nauman - Walking in an Exaggerated Manner...

Lip Sync, 1969. Bruce Nauman

 

Согласно интерпретации Кулик, тело художника становится исследовательским инструментом, средством трансформации пространства.

Вторая лекция арт-критика посвящена «Социальному сюрреализму» и эстетике карнавала, от Дада до Пьера Юига. Осенью 2013 года в парижском музее Помпиду мне удалось посетить выставку последнего, срежиссированную как театральное действие.

Специально обученный человек выкрикивал имя каждого входящего гостя. Посреди зала находился каток, где любой желающий оставлял отпечаток руки или даже обнаженной ноги. В специальные часы там каталась фигуристка. В отдельном помещении был установлен механизм, творящий дождь, снег и пар, которые преодолевал посетитель. С труб капала вода, на полу скапливались лужи. Возникало ощущение парижско-петербургской подворотни. Была представлена и знаменитая скульптура лежащей женщины с осиным гнездом на голове (эстетика отвратительного и биомотивы составляют важную часть проекта Юига).

Pierre Huyghe at Centre Pompidou

dOCUMENTA(13) d13 Pierre Huyghe

В аквариумах находились моллюски и крабы, рак-отшельник был совмещен с золотой женской головой работы скульптора Константина Бранкузи (дом-мастерская Бранкузи является частью музея Помпиду). Удалось создать эффект странный и гипнотический: казалось, что голова льнет и ластится к стеклу.

На стенах можно было заметить муравьев. Тревожные радиосигналы подавал пульт, доступный каждому участнику действа. Транслировались фильмы Юига, и на одну скамейку присела и я, рядом с восковыми (как мне подумалось) собакой с розовой ногой и мужчиной с головой птицы. Но тут собака начала обнюхивать мою ногу, а ее хозяин стал сомнамбулически курсировать по экспозиции, собирая за собой хвост удивленных посетителей.

Ирина Кулик рассказывала о других проектах Юига, связанных с удвоением повседневности. Например, машина движется по городу, а внутри нее человек идет шагом по беговой дорожке, свершая тем самым свой привычный маршрут. Или автобус едет днем, но над лобовым стеклом установлен экран, на котором транслируется преодолеваемый пейзаж (тот же, что пассажир видит через стекло) – но в ночное время. Или рядом со стройкой установлен огромный стенд с изображением повседневных занятий местных рабочих. По словам исследователя, если разыграть обыденный жест как спектакль, – он станет сюрреалистическим жестом.

Кроме того, Пьер Юиг занимает тем, что придумывает новые праздники, заполняя пустые дни календаря. Есть, например, «день траты времени» (waste of time day). Прежде жизнь людей была упорядочена и полностью подчинена церковному календарю. Позже, например, в СССР – христианские праздники сменились политическими, связанными с революцией, конституцией, солидарностью трудящихся и космонавтикой. Юиг хочет в игровой форме воссоздать полноту времени, чтобы каждый день проживался интенсивно и осознанно. «День траты времени» — это почти буддистская практика сродни медитации.

В целом, Ирина Кулик обозначает работу Юига как барочный вариант сюрреализма и связывает ее с эстетикой взаимоотношений.

Другой интересный художник – японка по имени Кусама Яёи.

С детства она страдала галлюцинациями, а в своей художественной практике занималась в том числе «заговариванием фобий». Весь мир для Кусамы был покрыт точками и орнаментами, и она делала невидимое видимым: рисовала калейдоскопы знаков на всех предметах и обнаженных телах, что Дональд Джадд связывал с эстетикой минимализма. Подобная ритуальная (лечебная) практика может быть обозначена как личная мифология, но Кусама также устраивала хепенинги с голыми людьми, расцвеченными психоделическими пятнами и кругами, – что полностью вписывалось в сексуальную революцию шестидесятых.

Сейчас Кусама живет в психиатрической больнице, где по-прежнему создает работы.
Ее мир, покрытый галлюцинаторными узорами, может напомнить видения немецких романтиков, например, отрывок из «Учеников в Саисе» Новалиса:

«Люди идут многообразными путями. Кто ими проходит и сравнивает их, тот увидит, что возникают причудливые фигуры; фигуры эти, которые кажутся принадлежащими к той великой тайнописи, можно заметить повсюду: на крыльях птиц, на яичных скорлупах, в облаках, на снегу, в кристаллах и в каменных образованиях, на замерзающих водах, в недрах и на поверхности гор, растений, животных, людей, в сияниях неба, на соприкоснувшихся и потёртых кругах смолы и стекла, в опилках вокруг магнита и в странных случайных соединениях. В них предчувствуют ключ к этому чудесному писанию, его грамматику, но предчувствие само не хочет принять стойких форм и, кажется, не хочет стать высшим ключом».

Социальный сюрреализм ставит своей задачей создание новой мифологии, новых праздников, нового календаря, а также осмысление человека и его тела в пространстве и социуме. Божественная тайнопись отчасти принимает форму мистификации, но магической и завораживающей. Абсурдистки-карнавальное остранение действительности также создает мистический эффект и приближается к эпифании, откровению. Вновь рождаются, обновляясь, затертые, потерянные смыслы вещей, становясь ключом к миру социальной сюрреальности.

 

Другую информацию, фотографии и видео -- можно найти на сайте ПРО АРТЕ.

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж