Вход

или войдите через

Каждый вечер перед сном: Норштейн и современное искусство в ГосГансе

Директор Галереи на Солянке Федор Павлов-Андреевич в последние годы так активно и плодотворно работает на ниве перформанса, организовав среди прочего в галерее школу этого жанра совриска PYRFYR (да и вообще волею обстоятельств негласно став, по сути, монополистом перформанса среди госучреждений, занимающихся искусством), что можно невольно забыть, что ГосГанс все это время продолжает оставаться и домом отечественной анимации (также как и гостеприимным пространством для анимации зарубежной), как повелось еще при Борисе Павлове, предыдущем директоре. Действительно, кажется, ни в одной больше галерее не проходят public talks с режиссерами анимации калибра Юрия Норштейна или полномасштабные фестивали зарубежной мультипликации.

В том числе и напомнить об этом призвана выставка «Каждый вечер перед сном», открывшаяся 20 декабря и посвященная «неизданной» заставке программы «Спокойной ночи, малыши!», которую в конце 1990-х гг. делал все тот же Норштейн в соавторстве с Валентином Ольшвангом. Тогда заставка не пошла в дело из-за жалоб родителей, дети которых якобы посчитали ее пугающей. Чего-то подобного и близко не удается обнаружить даже при самом пристальном взгляде на текущую экспозицию в ГосГансе, в рамках которой представлены эскизы и раскадровки, воссозданы некоторые сцены и подробно задокументирован процесс создания.

У выставки есть еще два важных подтекста. Во-первых, она приурочена к 75-летнему юбилею Юрия Норштейна (и это обстоятельство особенно бросалось в глаза на открытии – пожалуй, именно таким и должен быть юбилей у хороших людей!). А во-вторых, являет собой очередное звено в уже ставшем доброй традицией проекте ежегодных сказочных выставок, проводимых аккурат в смену одного года на другой. Впрочем, в ГосГансе не были бы верны себе, если бы не попытались так или иначе включить в контекст подобной выставки современное искусство. Что успешно и осуществили.

Правда, судя по всему, эта отличная идея пришла кому-то в недрах галереи едва ли не в последний момент, поскольку художники, принявшие участие в проекте, практически в один голос говорили о том, что получили приглашение всего за неделю до открытия.

Несмотря на такие обстоятельства Ольга и Олег Татаринцевы в процессе подготовки своей работы, сделанной при участии сына Максима, даже успели провести небольшое исследование – отправили всем знакомым молодым родителям ту самую заставку Норштейна и Ольшванга, чтобы узнать, как реагируют на нее дети сегодняшние. Работа режиссеров понравилась всем юным зрителям без исключения. Результатом таких изысканий художников стала рефлексия на тему цензуры снизу, которая и сегодня подчас мешает действительно стоящим произведениям находить дорогу к массовому зрителю: накрытый простыней стол, под которым угадываются контуры фирменных керамических объектов Татаринцевых, как антипод открытого стола в зале наверху с вечерним чаепитием из заставки.

Неизвестно, за сколько времени к актеру Максиму Суханову обратились с просьбой записать для выставки несколько будоражащих историй из книги «Скандинавские сказки» (которой, по собственному признанию, в детстве зачитывался и текущий директор галереи), однако к открытию экспозиция совриска в цокольном этаже ГосГанса уже была заполнена ими под завязку, что в сочетании с представленными работами Алены Романовой, Андрея Топунова, Ольги Божко, Германа Виноградова, Розы По, Людмилы Петрушевской, Татаринцевых, Алексея Трегубова, Тани Самараковской, Ивана Разумова и Дмитрия Каварги гарантировало полное погружение в иную, совершено особенную реальность сновидений и таинственных образов. Самым загадочным из них, судя по всему, оказался привлекший наибольшее внимание публики на открытии объект Дмитрия Каварги: мохнатый живот, чутко реагирующий на колыбельные, напеть которые можно в ухо – единственный внешний орган. 

Вместе этот верхний и нижний миры удачно образуют целостную вселенную, в которой кроме приятного времяпровождения для себя многое смогут открыть и дети, и взрослые. И речь не только об отличной заставке для любимой всеми поколениями программы. Первые в достаточно понятной (хочется надеяться) форме познакомятся с современным искусством. Вторые (хочется верить) среди прочего получат повод задуматься о влиянии и последствиях таких явлений как цензура снизу на собственное настоящее и будущее своих детей.

Выставка «Каждый вечер перед сном» проходит в Галерее на Солянке до 20 февраля 2017 года.

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж