Вход

или войдите через

Русский cosmoscow

Дмитрий Каварга.

Несмотря на серьезную турбулентность в российской экономике, сомнений в жизнеспособности Cosmoscow весь этот год не возникало ни на минуту. То ли причина была в уж слишком солидной заявке, которую ярмарка сделала в прошлом году после перерыва, то ли в уверенности, что даже при самых худших раскладах в экономике состоятельная публика придёт хотя бы просто потусоваться. 

Вместе с тем, не прекращающиеся колебания курсов валют почему-то укрепляли в мысли, что искусство зарубежное (и таковые галереи) будут представлены на Cosmoscow в минимальном объёме. Зато искусства отечественного (или с постсоветского пространства) и галерей, с ним работающих, должно было по такой логике быть в избытке. Так оно в общем и случилось, о чем без обиняков своим бескомпромиссным видом давали понять "Анархистки-коммунистки" Группировки ЗИП практически на входе. Почти на каждом стенде присутствовал как минимум один хэдлайнер, представляющий российское современное искусство. Айдан Салахова, Ринат Волигамси, Владислав Мамышев-Монро, Тимофей Парщиков, Мария Агуреева, Валерий Чтак, Владимир Дубосарский – список того, что может сегодня заинтересовать любого коллекционера отечественного совриска можно было бы продолжать ещё долго, здесь же важно просто обозначить какие-то ориентиры. 

В результате дух ярмарки парадоксальным образом (ибо вряд ли кто-то из галеристов мог на самом деле стремиться к чему-то подобному) соответствовал тому анти-санкционному квазипатриотическому настроению, которое сегодня владеет большей частью общества. Получившийся русский cosmoscow (и здесь под прилагательным надо понимать не национальную принадлежность авторов или галеристов, а весь космос специфических и порой ни на что не похожих составляющих отечественного совриска вообще) дополнили инициативы организаторов ярмарки, назвавших Александру Паперно художником года и объявивших о поддержке нескольких молодых российских художников в течение следующего года.

Впрочем, дорогу к публике нашло и зарубежное искусство, главным образом, стараниями Галереи Гари Татинцяна, чей стенд с доминантой в виде работы Тони Мателли, которого Татинцян, несмотря ни на какую экономическую конъюнктуру, продолжает последовательно представлять в России, определённо принял негласный титул самого цитируемого от прошлогоднего стенда Галереи pop/off/art. Сергей Попов же в этом году пошёл по совсем другому пути, представив камерный и во многом интимный стенд с работами Виталия Пушницкого, с интегрированными в пространство элементами студии самого художника. Вообще стенд pop/off/art стал единственным на Cosmoscow, целиком посвящённым творчеству одного автора, а также единственным, который представлял собой законченную и продуманную экспозицию (в этом отношении выставки галереи вообще очень сильно выросли за последние пару лет и сегодня по части концепции дают фору многим), а не просто броскую (или не очень) развеску работ без какой-либо осмысленности, как было почти у всех.

Однако любую работу по подготовке пространства стенда к ярмарке могла легко свести на нет специфика нового места проведения Cosmoscow - Гостиного двора. После даже чересчур освященного Манежа, здесь в глаза в буквальном смысле бросались проблемы с освещением. Одни стенды оно убивало напрочь, а другие, впрочем, могли предстать в неожиданно выигрышном ракурсе, как, к примеру, стенд питерской Savina Gallery с работами Дмитрия Каварги и Аладина Гарунова. В новых исследованиях природы биоморфного Каварга неожиданно сделал акцент на жёлтый цвет, да и вообще добавил цвета как такового, а также ввёл в своё художественное повествование новых героев, так что было особенно любопытно увидеть воплощение того, о чем мы говорили ещё полтора года назад. Характерная фактура работ Гарунова с арабско-исламским колоритом в освещении Гостиного двора (а может свой отпечаток на восприятие наложили текущие события в Европе) выглядела немного зловеще и захватывающе одновременно.

Если к достоинствам прошлогодней площадки относилась масштабная выставка работ Эрика Булатова, проходившая параллельно на цокольном этаже Манежа, то к плюсам площадки текущей можно причислить амфитеатр, где в день превью прошёл аукцион в пользу благотворительного фонда Натальи Водяновой "Обнажённые сердца". Однако организаторам пришлось потрудиться, чтобы заманить туда публику, наседавшую на барные стойки с коктейлями от бренда "Белуга". Фееричных торгов не получилось, но, с учётом экономической конъюнктуры, лоты уходили по вполне пристойным ценам в 10-20 тыс. долларов. 

В целом же, разнообразие предложения, негативная экономическая подоплёка и отсутствие явных китов от совриска (да и от международного тоже), по ощущениям, должны были сделать ярмарочную среду не особо высоко конкурентной – каждый мог выбрать оптимальный для себя вариант по соотношению цена-качество. Хорошее время для дебюта на подобных мероприятиях с адекватным рынку предложением, например, не упустили в Gridchinhall, представив на своём стенде работы Владимира Грига и Бориса Матросова (который, правда в куда меньшем количестве, был замечен и на стенде XL Gallery).   

Какое же впечатление оставила о себе Cosmoscow 2015 года? Перефразируя классика, отечественный совриск далеко не всегда можно понять умом, а адекватно измерить в каком-либо материальном эквиваленте практически не представляется возможным. Вера в него, тем не менее, не угасима, а мероприятия вроде Cosmoscow эту веру поддерживают, так что такая ярмарка – это именно то, что нашему совриску и нужно, тем более что других подобных мероприятий по сути не было, нет и видимо не будет. Арт-Москва? Нет, не слышали.

Группировка ЗИП.

 

Стенд Галереи Гари Татинцяна

 

Стенд Галереи pop/off/art

 

Айдан Салахова.

 

Наталья Водянова открывает благотворительный аукцион.

 

Стенд Gridchinhall.

Валерий Чтак.

Мария Агуреева.

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж