Вход

или войдите через

«Надежда»: пульсирующее нутро российской глубинки

Московская биеннале современного искусства всегда была хорошим шансом для какого-нибудь зарубежного куратора ступить на территорию непредсказуемых приключений (ведь в нашей стране никогда не знаешь, как отзовется твоё слово, а в текущих условиях и подавно), а проще говоря – подготовить проект о России в России. Не стала исключением и текущая, шестая по счёту биеннале, открывшаяся ста с чем-то площадками 22 сентября. Своё видение России на суд россиян и экспатов представил директор Австрийского культурного центра Симон Мраз (Simon Mraz) в рамках проекта «Надежда», посвящённого промышленным городам России.

Начал он с того, что расчистил груды мусора в одном из цехов Трехгорной мануфактуры, становящейся ныне очередным московским местом (арт) силы. Хотя вся колоссальная в общем-то работа была проделана настолько аккуратно и с сохранением первоначального колорита, что пришедшим на вернисаж могло показаться, что не сделано было ничего. Но это, впрочем, с точки зрения массового зрителя, характерная проблема всего современного искусства – как колоссальную работу\талант\концепт в виде условного писсуара Дюшана отличить от всамделишной уборной. Вот и в группе людей, в которой был замечен Юрий Альберт, на входе произошёл симптоматичный диалог:

– Это начало?

– Нет, это туалет.

Что же касается известных персон, то кроме классиков совриска вроде Альберта и художников, участвующих в выставке, открытие не посетил практически никто, кого можно было бы провести по разряду селебритиспоттинга, ибо всех в этот вечер притянуло как магнитом на открытие «Моей алой родины» Аниша Капура в Еврейском центре толерантности. Впрочем, позднее посмотреть на «Надежду» приехал Василий Церетели.

Экспозиция была поделена на части, соответствовавшие 7 выбранным промышленным городам России: Екатеринбургу, Иваново, Ижевску, Выксе, Норильску, Нижнему Новгороду и Магнитогорску. Чтобы подчеркнуть тематику, на входе в выставочные пространства организаторы установили турникеты, создав иллюзию заводской проходной. Внутри все было преимущественно увешано фотографиями из регионов, сделанными, как корифеями отечественного фотоискусства вроде Игоря Мухина, так и иностранными авторами, съездившими посмотреть российскую провинцию. Впрочем, провинцией или глубинкой перечисленные города можно именовать только со снобской московской точки зрения или в контексте восприятия этих точек иностранцами, ибо, например, тот же Екатеринбург по сути и сегодня является одним из центров страны.

Обилие фотографий сразу же навело на мысль о том, что Симон Мраз и его коллеги пошли по лёгкому пути, выбрав самый, что ни говори, технически доступный массам и популярный сегодня вид искусства, чтобы транслировать публике своё восприятие России. Да и восприятие это при беглом взгляде представало уж больно тенденциозным: бедный быт, пьяные, разруха и запустение брошенных заводских площадей. Эдакий российский лубок девяностых для развлечения экспатов, коих на открытие пришло довольно много и которые все увиденное обсуждали весьма оживлённо. Атмосферу девяностых нарочито подчеркивал объект от Леона Айзермана, основой которого являлся аркадный автомат от Sega, из тех, что были как раз распространены в то время в магазинах страны. Что ж, увы, подобные картины – это и сегодня Россия. Но все же не только.

И правда, стоило чуть приглядеться к фотографиям, как проступили вполне оптимистичные картины работающих заводов и радующихся людей, пульсирующей жизни. За пульсацию, кстати, в буквальном смысле отвечала масштабная работа Дмитрия и Елены Каварги, созданная по итогам поездки в Норильск весной этого года. Обнаружилась она в глубине выставочного пространства, где привлекала повышенное внимание гостей открытия на протяжении всего вечера. По словам Дмитрия, в ней были использованы фрагменты множества более ранних работ, в том числе, например, остатки нашумевшего в своё время «Волоса Кулика» (проект «Топография творческой эволюции»), накопившиеся к этому году. Объект, пожалуй, стал самой наглядной метафорой идеи всей экспозиции, ведь художники из разрозненных кусочков с разной историей собрали нечто целое и функционирующее, извергающее из себя потоки разноцветной субстанции – ну чем не модель России в миниатюре? Да и промышленность отечественная в целом когда-то собиралась почти по такому же принципу.

Если объекты, фотография, инсталляции и даже видеоарт были представлены как минимум парой работ, в том числе работами Ирины Кориной, Анфима Ханикова, Давида Тер-Оганьяна и группы «Куда бегут собаки», то за живописную составляющую отвечала только группа «МишМаш», подготовившая серию работ, в которых бинарные пейзажи регионов страны на примере города Выкса ещё больше упрощаются, низводясь до простых цветовых констант. В целом же, все российские художники, приглашённые Симоном к участию в выставке, вписались в её концепцию вполне органично, что, в общем-то, удивления и не вызывает. Этого же, увы, не скажешь о работе его коллеги Николаусе Шофхаузене, курировавшем иностранных участников. Так, непонятно, по какому принципу в экспозицию, посвящённую промышленности, попали четыре нарочито зернистых снимка Ханны Путц, рассказывающие о екатеринбургской мотогонщице с откровенно надуманным текстом про гендерную идентичность в автомотоспорте. Такое несоответствие общей идее, да и весь подход автора, лишь создали ненужное впечатление, что работами австрийской художницы просто решили заткнуть какую-то дыру.

Общий итог, тем не менее, вышел вполне достойным, а проект в контексте основной темы текущей биеннале смог вполне наглядно ответить на вопрос «Как жить вместе столице и остальным регионам России» – для этого нужно как минимум не забывать, что все мы живём в одной стране и не так уж отличаемся друг от друга.

Работа Леона Айзермана.

Работа Дмитрия и Елены Каварги.

Группа «МишМаш».

Работа Ирины Кориной.

Примерно так выглядело выставочное пространство Трехгорной мануфактуры до того как Симон Мраз и его коллеги взялись за дело.

Работа Ханны Путц.

Симон Мраз показывает работу Дмитрия и Елены Каварги гостям вернисажа. 

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж