Вход

или войдите через

Когда форма съедает содержание. Арт-сектор на 2-м фестивале искусств ФОРМА

12 июня, в посвящённый Дню России выходной день посреди рабочей недели, в парке «Красная Пресня» прошёл 2-й Фестиваль современного российского искусства ФОРМА. Парк уже не раз принимал большие и хорошо организованные мероприятия самого разного плана и содержания. И в случае с ФОРМОЙ организаторы фестиваля так же проделали серьёзную работу, подготовив интересное и запоминающееся событие с двумя разноплановыми музыкальными сценами, «вкусным» маркетом, площадками для поэзии и общественных дискуссий, разнообразными возможностями для детского досуга.

Предусмотрено было в рамках фестиваля и пространство для искусства изобразительного, которое было главным образом представлено паблик-арт объектами и перформансами молодых и по-хорошему злых отечественных художников. Казалось бы, арт вполне логично интегрирован в формат фестиваля, посвящённого современному российскому искусству в целом, и составляющая эта лишь усиливает всю структуру. Но так всё выглядело только на афишах.

Первой проблемой интеграции изобразительного искусства в подобный фестиваль стала более чем размытая организационно-кураторская роль в том, что 12 июня происходило на лужайках парка «Красная Пресня». И хотя у арт-площадки даже официально была заявлена тема, а у фестиваля имеется арт-куратор, который почти наверняка хорошо потрудился, чтобы собрать всех представленных художников, концепция арт-сектора затерялась в его хаотичном функционировании (так, работа Оли Кройтор «Перерыв на обед» монтировалась практически весь день, а видео-арт Маши Харитоновой в какой-то момент просто замер, и никто не обратил на это внимания) и экспериментальном пространстве, отвлекающем неподготовленного зрителя от созерцания. Организационные нестыковки, связанные, вероятно, и с достаточно слабо выраженной функцией куратора, побудили нескольких художников и вовсе отказаться от участия в фестивале. Некоторые из оставшихся в итоге сетовали на те же проявления общей незрелости проекта.


Оля Кройтор. «Перерыв на обед».

Второй проблемой стал тот самый «неподготовленный зритель». Точнее, готов он был, но в куда большей степени к восприятию музыки, а не изобразительного искусства. Арт для подавляющей массы посетителей ФОРМЫ был чем-то вроде забавного, а в некоторых случаях и удобного антуража. Так, основателю фестиваля Юрию Кассину пришлось лично делать замечание двум любителям культурно отдохнуть с пивом и музыкой, поставившим свои бутылки на один из арт-объектов у Чёрно-белой сцены. И это при том, что в целом публика на фестивале подобралась весьма культурная, пивом вовсе не злоупотреблявшая. Целевую же аудиторию большинства (если не всех) представленных арт-работ составили в основном родственники, друзья и знакомые самих авторов.


Светлана Габова. «Проживая год лошади».


Маша Харитонова. «Object».


Дмитрий Петухов. "Я хочу быть услышанным окружающими и для этого ухожу подальше от окружающих".


VARENYE|ВАРЕНЪЙЕ организм. "Конструктор абстрактного будущего". 


Гольдман Юля. Перфоманс «Войти и выйти».


Лиза Морозова. «Рана».


Арт-группа "Чрево". "В МЕСТЕ". 


Арт-группа «Непостоянный состав». «Висячие фигуры». 

Всё вышеперечисленное, конечно, не отменяет того факта, что на фестивале ФОРМА было представлено действительно большое количество по-настоящему хороших и интересных работ. Здесь стоит, прежде всего, отметить аудио-спектакль «Мой брат умер» Алины Гуткиной, Никиты Бескоровайного, Сергея Франте и Ивана Шпака, созданный на основе сценария Алексея Балабанова. Большое внимание привлекли перформансы Анны Агамалян «FACE TO FACE» и Алёны Корнеевой «Quatro Stagioni» (Времена года). Хэдлайнером же всей экспозиции, выражаясь языком около музыкальных терминов, стал Олег Кошелец с прекрасно вписавшейся в такой open-air формат работой «Трибуна. Гайд-парк», отражающей двойственную природу и потенциал таких явлений, как планируемая организация в столице аналога Гайд-парка в частности и двойные стандарты властей в сферах вроде свободы слова вообще.


Алина Гуткина, Никита Бескоровайный, Сергей Франте, Иван Шпак. Аудиоспектакль «Мой брат умер» (по мотивам сценария А. Балабанова).


Анна Агамалян. Перфоманс «Face to face».


Олег Кошелец «Трибуна. Гайд-парк».


Ася Ашман. Перфоманс «В изголовье».


Александра Морозова. Перфоманс «Экзистенциализм». 


Александр Лысов. «Line».

Как бы то ни было, а властям работа понравилась. Заглянувший на фестиваль Сергей Капков, не замеченный в манипуляциях со свободой слова, не то в шутку, не то всерьёз попросил работу оставить. Вообще, сама по себе атмосфера на фестивале весьма располагала к восприятию искусства, что хотя бы отчасти компенсировало проявившиеся упомянутые проблемы. Да и погода не подкачала – тот же Кошелец с друзьями и гостями вроде Юрия Самодурова после презентации работы устроили неподалёку импровизированный вернисаж-пикник.

В программе дискуссий на фестивале завершающим был разговор на тему «Искусство на экспериментальных площадках. Работает или нет?», в котором принимали участие исключительно молодые деятели отечественной арт-сцены, обсудившие широкий круг вопросов от влияния бюджета (или отсутствия такового) на художественный проект до роли куратора в итоговом результате. И хотя сама тема дискуссии наводила на мысль о своего рода лазейке, которую хотели бы оставить для себя организаторы в том, что касается успеха арт-составляющей фестиваля, главный в контексте ФОРМЫ вопрос так и не прозвучал: А работает ли искусство на данной конкретной, без всяких сомнений, экспериментальной площадке?

Ответ на этот вопрос, как и на вопрос всей дискуссии, вполне очевиден – конечно, работает. Просто потому, что искусство так или иначе, тем или иным образом, работает в любых условиях и пространствах, где оно присутствует. Гораздо важнее другое: Как искусство работало на территории ФОРМЫ? Какой оно имело эффект на зрителя? Пожалуй, лучшим ответом на этот вопрос может стать подборка снимков работы Леты Добровольской под названием «Равновесие», посмотреть на которую в оригинале можно было лишь очень короткий промежуток времени, часов до 15-ти дня. Потом это «Равновесие», сознательно или нет, было нарушено теми, кто пришёл… нет, не посмотреть на искусство, а просто хорошо провести время. Быть может, свою роль в этом акте разрушения сыграл и забористый нойз польской группы «Щавель» (Szczaw), игравшей в это время на Чёрно-белой сцене.

И всё же, как это ни парадоксально, винить в этой ситуации кого-то конкретного попросту бессмысленно. Нет в этом и вины организаторов фестиваля, искренне постаравшихся сделать классное мероприятие, что у них, в целом, и получилось. Своей заявленной цели – «показать широкой публике многообразие актуальной российской культуры» - они, безусловно, достигли. Вот только выигрывает ли, нет, приобретает ли что-либо вообще от такой репрезентации искусство изобразительное – это, как минимум, очень серьёзный дискуссионный вопрос. Его точно стоит вынести на обсуждение во время следующего фестиваля. 

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж