Вход

или войдите через
11.07.2013

Архстояние 2013 Архдвижение!

В последние выходные июля состоится очередной фестиваль Архстояние, мероприятие, ставшее уже культовым событием летнего арт сезона. Куратором Архстояния 2013 назначена Катя Бочавар, человек, имеющий весомый авторитет в среде contemporary art. Художница и куратор, работающий на стыке художественного и театрально искусства. Список ее проектов займет не одну страницу (от театрального Гоголь феста, до синтетической «Розы мира»). Мы решили узнать подробности программы сегодняшнего фестиваля, будет ли она отличаться, учитывая интересы и опыт куратора.

КАТЯ 

- Здравствуйте, Катя! Архстояние 2013 года носит название «Золотое сечение», но, судя по составу участников, акцент сделан на музыкальное и театральное действо!

- Программа называется не «Золотое сечение»1, нет. Скорее всего «Золотое сечение» называется ночь медиа, в Николо-Ленивце много разных организаций. Название фестиваля вчера утвердили, так что из первых рук - «Выход из леса». Выбирая название для Архстояния 2013, мы решили последовать устоявшейся традиции, когда в наименовании общего проекта используется название одного из произведений. В частности название «Выход из леса» придумал Филипп Григорьян для перформанса Вали Цзина. Это большой, двенадцати часовой перформанс, в котором участвовать около ста человек.

- Почему «Выход из леса»?

Для меня, в данном случае, это не выход конкретного человека из реального лесного массива, но отторжение людей от природы навсегда. Последнее десятилетие принесло человечеству осознание того, что возвращение в «лес» невозможно. Мы уже не просто Хомо Сапиенс, но Хомо Сапиенс, Сапиенс. Люди не могут вернуться в лес, не частично какой-то отдельной нацией, не все вместе. Мы вышли оттуда навсегда. Перформанс «Выход из леса», как и остальные проекты программы этого года, иллюстрируют наступление города, урбанизацию жизни людей в сельской местности. Да и участвуют в этом проекте городские художники. Я родилась и живу в мегаполисах, в Москве, в Нью-Йорке, в больших городах. С какого перепуга я приеду сейчас в лес и вдруг за две недели врасту корнями по самую шею? Это невозможно! Поэтому я предложила художникам себя не насиловать, а сделать проекты, адекватные их представлениям. И выбрали мы те проекты, которые, как нам казалось, поддерживают тему тотальной урбанизации. Конечно, мы не строим город в лесу на полном серьезе, мы просто обозначаем наше отношение и наше виденье этих глобальных процессов. Проиллюстрировать эту идею можно всеми работами. Возьмем хотя бы работу Юлиуса Фон-Бисмарка «Две сферы», которая вынесена в логотип Архстояния этого года. Строительный кран сбрасывает груз весом пять тон с высоты шестнадцать метров. Падая, груз сотрясает землю. Визуально этот эффект поддерживается движением воды в резервуаре, разделяющим кран и зрителей. Аудитория прочувствует силу искусства (сотрясения) печенкой.

- На таких мероприятиях с большой территорией лучше всего запоминаются крупные архитектурные и лэнд арт инсталляции. Архстояние у многих ассоциируется как архитектурный фестиваль, ваша кураторская программа следует этой традиции?

- Первое, что я должна сказать – кураторская программа этого года сильно отличается от программ предыдущих годов. В ущерб архитектурным объектам мы движемся в сторону архитектуры звука и архитектуры движения. Все подчинено звуку и движению, в том числе скульптуры и инсталляции. Фонтан Димы Морозова - это саунд инсталляция, а шумовые машины Пети Айду являют собой масштабную скульптурную экспозицию.

- Движение и звук одни из главных характеристик городской культуры! С ними активно работали еще футуристы. Однако на современных выставках  в России звук мало используется в проектах. Складывается впечатление, что художники мегаполиса устали от лишних звуков, и их можно понять, один звук жужжащего блока компьютера может на день выключить из работы! Вы уверены, что художники еще не всю энергию потратили на желчные споры в фейсбуке, где оппонента уже с трудом не воспринимают как личность, и на рыночную карьеру. На кого и что вы думаете опереться в своем масштабном проекте?

- Говоря о фестивале актуального искусства, мы естественно говорим о самом новом в искусстве. О том, на что направлены свежие силы и энергия эксперимента, о том, чего мы еще не знаем и нам интересно как это работает. Новое привлекает самые горячие сердца, самые пытливые умы, которые вкладывают в свои работы оптимальное количество сил, времени и таланта. В этом еще нет денег, нет рынка, вообще ничего, кроме искусства и личности художника. Максимальное присутствие искусства, минимальное присутствие маркета - вот то, что мне интересно в этих процессах.

Например, свежий тренд – массовый расцвет современной поэзии. В 80-x и начале 90-х поэзия была популярна очень, а потом все поэты как будто растворились, как будто их и нет. И вдруг за последние пару лет оказалось, что их очень много вокруг, они активные, они хотят высказываться и их хотят слушать. Поэтому мне показалось интересным об этом говорить, об этом феномене поэтического бума, и мы пригласили на нашу площадку два поэтических перформанса – спектакль Квятковского и Брусникиной «СтихиЯ» и кураторский проект Линор Горалик «Лично».

Поэтический перформанс «СтихиЯ»

- Поэтому взяты такие направления как эксперименты с академической музыкой, бутто, которые не пользуются популярностью в массовой культуре.

- Совриск вообще не имеет отношения к массовой культуре, и мы не ставим себе цель привлечения «массового» зрителя. Все-таки фестивали актуального искусства рассчитаны на заинтересованную именно в этом продукте публику. Но я уверенна, что «Выход из леса» будет понят и оценен очень многим. Лично мне очень интересен круг участников проекта - художников, музыкантов, хореографов, режиссеров, поэтов. С моей точки зрения актуальными видами искусства, такими как саунд арт, современный танец, арт перформанс и т.д. занимаются очень интересные люди. Мне любопытно, как они думают, мне интересно вникать в их методы работы. Мы что-то делаем вместе и это захватывающий процесс! К тому же, когда ты занимаешься проектами внегородской среды, где ограничены возможности личного пространства и понимаешь, что будешь связан с этими людьми неделями тесного общения, то лучше это делать с теми, с кем тебе интересно и приятно общаться.

- Все новое, дает взаимную энергию! Так?

- Да! Вот Валя Цзин сказал, что для него Архстояние - это dream project. Он уверяет, что готовясь к «Выходу из леса», он и его танцоры создают абсолютно новый танец, не современный балет и не бутто, что-то совершенно другое. Какая-то новая пластически реальность, в которой они будут жить двенадцать часов 27 июля. И этот опыт станет началом новой эры в творчестве Цзина, а может и современного танца в целом. Это и есть то, к чему, как мне кажется, фестивали должны стремиться. Не к демонстрации пусть даже очень хороших работ, не к конечному продукту, а к тому, чтобы задавать направления новых мыслей и служить платформой для развития художника. И преследуя эту цель, мы стараемся подтолкнуть художника к крайнему экстриму, зайти вместе с ним так далеко, как он еще не заходил. Это очень важно и я очень рада, что меня в этом поддерживают и Антон Кочуркин – мой со-куратор и Юля Бычкова - продюсер Архстояния. Не многие хотят и готовы поддерживать эксперимент, потому что эксперимент, это всегда риск. Никогда не знаешь, получится у тебя или нет. Конечно, всегда надеешься, максимально делаешь всё для успеха. Результат может быть прекрасен, может быть ужасен, его может вообще не быть, или он может пройти ни кем не замеченный. Мы не знаем, какие из проектов получатся, а какие нет (я то уверена, что все будет круто без исключения). Но важно знать - абсолютно каждая из работ, это стопроцентный беспрецедентный эксперимент. Кстати, важно заметить, что  все, все, все работы этого года придуманы, сделаны или адаптированы специально для программы «Выход из леса». Нет ни одной «привозной».

- Городской хаос, неупорядоченность движения, какофония звуков и шумов повлияли на репрезентацию программы, или вы придерживались какой-то определенной структуры?

- Вся программа четко структурирована и подчинена общей идеи ритма. Если у нас появляется поэтический перформанс, то он не один. У нас есть поэтический перформанс «СтихиЯ», с участием мхатовских актеров, которые читают современных поэтов. А есть перформанс Линор Горалик, который называется «Лично» с участием самих поэтов. Даже по названию видно, что эти два перформанса диаметрально противоположны. Один – громкий, напористый, артистический. Другой - интимный, тонкий и тихий. Что интересно, на перформанс «Лично» Линор Горалик, вдохновил перформанс в МОМЕ Марины Абрамович, когда она сидела за столом глаза в глаза с аудиторией. Перформанс Линор идет 12 часов, 12 поэтов, 12 слушателей. Стоит стол и поэт сидит напротив своего слушателя час. Какая будет между ними динамика, никто не знает, может быть, они молчать будут, может читать стихи, может тот, кто пришел слушать поэта, будет читать стихи, может просто завяжется разговор. У них нет никакого брифа, как они должны себя вести.

- Поэтические перформансы будут идти одновременно?

- Перформансы будут идти в разные дни. Перформанс с поэтами будет в пятницу, а с актерами в субботу, но и тот и другой  в «Ротонде» Бродского.

- Я правильно поняла, поэты будут сидеть перед зрителем?

- На самом деле не перед зрителями, а напротив зрителя. Посередине «Ротонды» Бродского стоит стол и два стула, самые простые. Напротив друг друга сидит поэт и слушатель. Двери, которых 24, открыты, но на них веревки, никто зайти не может, но могут подсматривать через двери и слушать. А в это же время, по всей территории идет цзиновский перформанс и в какой-то момент эти два перформанса встретятся. Вся территория будет охвачена перформансами, совершенно разными.  Один литературный перформанс, в который вовлечены слова, а другой вообще без слов, чисто пластический. Не далеко от «Ротонды» в лесном пространстве под названием «Манхеттен» школа перформанса Лены Ковылиной покажет программу выпускников.

- В пластическом перформансе зритель тоже может участвовать?

- Нет, на это они не рассчитаны, но всякое возможно!

- Репертуар вашей программы говорит о том, что вы придерживаетесь, эстетики синтеза искусств, которую пропагандировал еще Дягилев, невольно его вспоминаешь, поскольку у вас тоже заявлены танцоры и хореографы, экспериментирующие в жанре современного танца.

- Да, действительно, одна из важнейших тем, которую мы развиваем в программе «Выход из леса» - это взаимопроникновение искусств. Художник для меня широкое понятие, говоря «художник» я подразумеваю и музыкантов и танцоров и актеров и поэтов и всех представителей творческих профессий. Для меня важно, когда они свободно перемещаются из одного вида искусства в другое и вообще уже даже перестали говорить о том, где они находятся в данный момент и это стало естественным, слава Богу, наконец-то! Нагляднее всего проявляется эта тенденция в театре. Театральные художники хотят выйти в пространство файн арта, не хотят быть замкнутыми, сидеть под замком в театре. Они хотят так же вне театра работать. У нас, например, в Артстоянии участвует Леша Трегубов - главный художник Школы современной пьесы. Другой участник - Ира Корина, по профессии театральный художник. И я в театре работаю, считая театр подходящей площадкой для современного искусства. Эти процессы происходят на наших глазах. И мне и хотелось выбрать из того, что я вижу вокруг, наиболее актуальные процессы и на них сделать акценты.

- Городской человек не мыслим без тисков времени, расписаний. А у вас тут такая вольница – перформансы по 12 часов! Для зрителя, привыкшего к расписанию, будет ли создана комфортная среда? А то на работу опоздает!

- Некоторые перформансы будут идти нон стоп, а некоторые согласно расписанию. Например, два «голых» перформанса - Федора Павлова-Андреевича «Домик подвешенного» в «Арке» Бернаскони, где он будет в авоське висеть (чтоб его только комары и слепни не поели) идет час, но повторяется каждые два часа, а «Нюд» Оли Кройтер где ее закопают в землю, продолжается 3 часа, но повторяется каждые 2 часа. Балет на батуте композитора Владимира Раннего и хореографа Дины Хусейн, это пять коротких перформанса каждые два часа.

- Я дружу с рок музыкантами и знаю, как им трудно выходить за рамки выстроенного имиджа, расширять границы творческой идентификации, они зависимы от поклонников, очень долго раскачиваются. Вы же не боитесь играть с идентичностью даже академических музыкантов, сообщество которых лично мне всегда казалось какой-то недоступной элитарной закрытой сектой, предлагаете им в один миг превратиться в художника, вас увлекает концепция, что все мы имеем по нескольку масок или вы решаете другие задачи?

- Еще одна интересная тема совриска, это кроссдисциплинарность. Петя Айду профессиональный пианист, музыкант, у нас выступает как художник, выставляя шумовые машины, как некие визуальные объекты, как скульптуры. Раннев Володя - известный композитор новой академической музыки,  становится саунд художником. Валя Дзин - танцор бутто, показывает арт перформанс, который относится к отделу визуального искусства, а значит, танцоры так же становятся художниками. Танцоры Дины Хусейн извлекают звуки из батута телами, они музыканты. Все меняются ролями и это для меня очень важно.

- Со временем мы разобрались, а будите ли вы как-то потворствовать публике, не наблюдающей пристально за современным искусством. Городским жителям, привыкшем к освоению досуга через шоу эстетику, массовые виды искусства? Архстояние ведь становится все более популярным маршрутом для обычных туристов.

- Может это немножко наивно и смешно звучит, но когда делаешь фестиваль для очень широкой публики, то я нахожу уместным включить в структуру элементы блокбастера. Не имея в виду сделать «тупо», все же попытаться сделать свое высказывание «понятным». Обращаясь к теме городской среды, мы расположили на территории « Полевую библиотеку» Боря Куприянов в содружестве с архитектором Свердловым, «Кинотеатры» объединения «Вверх!» и школы документалистики Марины Разбежкиной, «Банк» школы Елены Ковылиной. Обживая объекты прошлых лет на территории Архстояния, мы поместили в «Удаленный офис» Александра Константинова свой музей - «Кунсткамеру» - инсталляция из работ Витты Буйвид, Леши Трегубова и Оли Кройтер. Заспиртованные «эмбрионы» пионов, топоры о двух головах и остроумный редизайн надписей «Вход» и «Выход», обязательных для публичного места. Фонтан на главной площади – работа vtol: (Димы Морозова) выглядит так, как будто вышли из земли канализационные трубы.

 

Полевая читальня

- А будет ли концертный зал?

- Да, но звучит он, как зоопарк. Саунд инсталляция Электобуктика. Играешь на клавишном инструменте, а раздаются голоса диких животных, но не нашей средней полосы России, но в диапазоне от африканской саваны до Антарктиды.

 - В пресс-релизе было написано, что главная инсталляция «Две сферы» своим звуком дает сигнал и остальные работы должны встраиваться в заданный ритм. 

- Это красивая фигура речи. Очень надеюсь, что звуки не будут пересекаться.

- Я представила, что будет один сплошной шум!

- Ну, шум какой-то будет определенно, но я надеюсь, что его пересечения получатся осмысленными.  В этом и была определенная  задача,  мы слышим какие-то отголоски здесь, какие-то там. Я никогда прежде не располагала саунд инсталляции в таком огромном, к тому же открытом пространстве и мне трудно себе представить, что слышно, а что нет. Я могу только спрашивать звуковиков и «местных» – «А будет слышно?». Они говорят: «Не будет!» А может это не правда, может они ошибаются. Может, раньше было не слышно, а сейчас так врубят, что будет слышно. Мы ведь все делаем «вживую». В этой массе экспериментов только на месте можно подкрутить, подправить, но как все сработает, ясно станет только в день открытия. Но я, к этому привыкла. В последние годы мне приходилось ставить перформансы, которые проходят всего один раз. Я их собираю эмпирическим путем и потом вижу наяву первый и последний раз. Как  получилось, так и получилось. Не было репетиций, переделать невозможно. Так была сделана «Розамира» на ВДНХ, «BOCHAVARFEST» во дворе музея Москвы, «Кабаре Нуар» в театре Маяковского и многое другое. Увидел и больше никогда не увидишь. Если что-то не понравилось, поменять нельзя. Но в случае с  Архстоянием, хорошо бы, чтоб часть работ программы «Выход из леса», хотя бы ключевые, мы смогли показать на Московском биеннале в сентябре. Конечно, они будут по-другому работать в городской среде, но как раз это могло бы быть очень интересно.

1. Фестиваль "АРХСТОЯНИЕ" стал участником Московского архитектурного фестиваля "Золотое сечение 2013". Жюри конкурса отметило "АРХСТОЯНИЕ 2012. Знаки движения" в номинации "Событие".

 

Расписание фестиваля: http://arch.stoyanie.ru/ru/programma-festivalya

 

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж