Вход

или войдите через

Быть художником!

- На фесте «Пошел! Куда пошел!», Ане Неизвестновой нужна была срочно модель для бумажной скульптуры, бумагу надо было крепить на теле скотчем. Ей не удалось найти человека на месте, который не побоялся, что со скотчем в результате могут отлететь и мозги! А ты проходил мимо и легко согласился. Я удивилась, художники такие снобы! Несут себя всему свету как приведения, даже не подходи! Когда скульптура была готова, я ощутила, что она живая, что часть тебя там внутри, а может и целиком весь ты там. Это со мной впервые, я не верила раньше в эти мистические штучки.

А с тобой такого не приключалось? И мог бы ты сегодня выступить в роли статиста для другого художника или статус уже не позволяет? 

Фестиваль "Пошел! Куда пошел?", июль 2010, фотограф Влад Чиженков

- Смотря, для какого художника. Если художник или просто человек мне нравится, а его затея кажется честной и интересной, то вообще не  вопрос!

 - Поговорим о душе вещи! У тебя нестандартные отношения с вещами. С одной стороны ты готов расстаться с вещами, которые несут в себе информацию, связанную с твоей биографией и повседневностью, родовой памятью, ты их замуровал в ящиках в своем проекте  «Все впереди!» на 29 лет! Но ты не смирился с пустотой, заполняешь пространство вокруг себя чужими вещами, найденными на улице, привозишь их чуть не с края света, как именной шлепанец, найденный в Анадыре, велик подобранный на улицах Амстердама. И не все они потом возвращаются на место, как было в твоем проекте «Выставка удивительных вещей», или обретают вторую квартиру в лучших экологических условиях - в лесу, как в акции  «Зеленые качели». Я впечатлена! У меня с чужими вещами возникают порой трудности, хочется присвоить, но страшно. Нашла тут часы Tommy Hilfiger с разбитым корпусом, но работают. Руки тянутся, а проклятое воображение рисует истории, хуже Уорхоловской серии «Пять смертей», а не то, что человек их за ненадобностью выкинул, отправляясь на это гребаное Гоа и Майорку, когда вокруг слякоть. Но я борюсь со своими фобиями, переформатирую эти истории на позитивный лад, вспоминая, как ты используешь вещи в своих акциях. Скажи, какую функцию играют для тебя чужие вещи? Ты выстраиваешь с помощью них другую, художественную биографию, если да, то чем тебя не удовлетворяет данная по рождению и насколько тебе удается приручить чужие вещи, ощущаешь ли ты полноценную замену? 

- Вещи, найденные, сделанные самим - не важно, становятся частью меня. Становятся материальным подтверждением памяти, подтверждением того, что то, что было, действительно было, как у мусорного человека Кабакова. Но это как бы личное, у любого в той или иной степени так. Но я иду дальше. Вещь, пройдя через мои руки, через мою судьбу, становится поводом для нового события. И уже это событие я пытаюсь встроить в память зрителя и свою собственную. 

Проект  «Всё впереди!», март 2011

В проекте  "Всё впереди!" произведением искусства, имеющими свою культурную и материальную стоимость, по моему замыслу, стали заваренные ящики. В них были упакованы все вещи, находящиеся в моей мастерской, на момент реализации проекта. Это и мои работы, графика и живопись, немного отцовских работ, компьютер с документацией всех  моих проектов, моими стихами, посуда, одежда, инструменты и т.д. Все ящики могут продаваться в качестве произведения искуства, но вскрыты они могут быть только через 29 лет. Цифра 29 не случайна, она связана с моей биографией. Через 29 лет с момента реализации проекта моему сыну исполниться столько же лет, сколько было моему отцу Александру Кузькину на момент его смерти. Отец работал в той же мастерской, где живу и работаю я. В этой акции я поднимаю вопрос условности ценности искусства перед феноменами времени, жизни и смерти.

Проект "Все впереди!" на выставке номинантов премии Кандинского, ЦДХ, 2011 

И как любого человека, родившегося в России, меня интересуют вопросы, связанные с  русским психотипом и русской историей. «До основания, а затем…», причем «до основания» здесь более значимо, чем «затем». «Затем», как правило, у нас получается так же как, и «раньше» - «хотелось как лучше, а получилось как всегда». Но опыт «до основания» очень важен для нашей культуры и истории. И хотелось пережить его на себе.

Подробнее об акции здесь

Именной шлепанец я привез из заброшенного военного поселка Гудым, когда был в творческой командировке от Гаража в г. Анадырь. Гудым в советское время, с 50-х годов был стратегически важным объектом, но с 2003 года он пустует.

Гудым, апрель 2013  

 Меня увлекла история маленького автономного поселка, через который прошло не одно поколение военных и их семей и бесчисленное множество солдат срочников. История казалось бы бессмысленного пребывания людей в течение многих лет в районе с крайне неблагоприятными природными условиями - почти космическими. Вернувшись в Москву, я изучил все доступные мне в интернете материалы про Гудым и привез оттуда несколько артефактов. Скорее всего они станут поводом для какой-нибудь следующей акции. 

Эти два  объекта участвовали в выставке-акции «Выставка удивительных вещей» в ноябре 2012 г. в галерее Рэндом. Все вещи, представленные на выставке, были найдены мной весной-летом 2012 года. Каждый посетитель мог купить понравившуюся вещь по назначенной им самим цене.  Если два человека претендовали на одну вещь, предполагался аукцион. Кроме самой вещи владелец получал документ, подтверждающий ее подлинность. Вещи, не нашедшие нового владельца, по окончании вы­ставки, с соблюдением хронологии, предполагалось, что будут  развезены точно на те же самые места, где они были найдены.

- О, да! Я наблюдала за этим оригинальным аукционом, мне приглянулся артефакт из дерева, имитирующий форму нагана. Но хорошо, я помню ушел обычный багор, который лично у меня вызывал неприятные чувства. Я не помню кто его купил, но все думала, что ж у него в голове творится, покупать такую мерзкую, по моим ощущениям, вещь! Скажи, почем ушел багор и эти объекты, сколько удалось наварить? Люди там так матерились, что я с радостью гонзо журналиста весь этот процесс описала!

-  Все вещи были проданы, минимальная цена составила 36 рублей, максимальная 19 тысяч рублей. Багор ушел за 19 тысяч рублей.  Один из участников аукциона, купивший  несколько вещей и в т.ч. этот багор, по окончании мероприятия решил, следуя моему сценарию, вернуть некоторые вещи на те места, где они были найдены. В частности багор был отправлен на территорию пожарной части, которая находится недалеко от моей мастерской.

  

Ссылка на описание аукциона проекта "Удивительные вещи"

- Акция "Зеленые качели", я понимаю, была продолжением акции "Выставка удивительных вещей"? Я видела эти затаившиеся в лесу качели, когда участвовала в одной из твоих акций, они произвели на меня совершенно загадочное, мистическое впечатление. Можешь ее описать? 

- Акция «Зеленые качели» состояла из множества элементов и пересказу не поддается. Скажу только, что в результате нее, все найденные вещи, не вошедшие в экспозицию «Выставки удивительных вещей» были вывезены 9 марта 2013 года в нахабинский лес. Мой друг Владимир Мачинский, участвовавший в этой акции, после прислал  мне стихотворение Мандельштама, которое, мне кажется, близко к ней по смыслу: 

Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять,
Все большое далеко развеять,
Из глубокой печали восстать.

Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю,
Но люблю мою бедную землю
Оттого, что иной не видал.

Я качался в далеком саду
На простой деревянной качели,
И высокие темные ели
Вспоминаю в туманном бреду.

 

- Тебе очень идет этот колпак звездочета и псевдо дипломат! Однако оголяемся дальше! Поговорим о теле! Во время твоего перформанса «Основной вопрос» в Триумфе я не выдержала, закурила! А курю я обычно на рок концертах. Ты вырезал скальпелем у себя на теле фразу, как потом оказалось следующую: «Что это?». Я не досмотрела, после фразы одной зрительницы, что свидетели этого деструктивного процесса  - «дегенераты», я вышла во двор подумать над статусом своей личности. Женщина активно переживала за тебя, кричала, что тебе больно и предлагала нам действовать – разойтись, чтобы остановить процесс твоего самоистязания. А я переживала за тебя перед перформансом, подозревала, что ты хочешь сделать с собой что-то радикальное. А ушла я, потому что устала смотреть. Во время акции я не думала, что тебе физически больно, скорее, о какой-то боли внутри. Своим действием ты напомнил мне вновь об этом скрытом свойстве моей психофизики. Если бы не заторможенные реакции, я могла бы стать медиком. У меня был опыт учебы на медика и был случай, когда во время операции сокурсница падала на меня в обморок, а я отошла. Медицина не для меня, не та степень ответственности!  Используя свое тело как инструмент для высказывания, какие ты для себя решал вопросы, что для тебя важнее - исследовать границы собственной боли, физической, внутренней, реакции зрителей, границы ответственности?

Галерея Триумф, 10 октября, 2013  

Если говорить о традиции радикального перформанса, тебя что волновало – связь с западными художественными акционистами 60-70-х, нашим концептуализмом. Или может ты искал энергии и катарсиса от столкновения с рок музыкантами, которые вели и ведут себя на сцене порой не менее радикально. «Безумный» Игги Поп и в пенсионном возрасте не забросил эту привычку, резать себя битыми бутылками на цене, затем Сид Вишес, да и у нас в лихие 90-е музыканты радикально обходились со своим телом, увозили со сцены в реанимацию (Сантим). Ник Рок-н-Ролл устраивал на сцене гипнотические шаманские шоу с кровопусканием. То ли это магия личностей, то ли магия музыки, для людей с пониженной эмоциональной чувствительностью это был путь – два шага до катарсиса. Помню, я смотрела на Ника как бандерлоги на Ка. 

 

"Основной вопрос", галерея Триумф, 10 октября, 2013  

https://www.youtube.com/watch?v=QIA_xvcLtnA -  видео

  - Название работы – «Основной вопрос». Для меня это действительно основной вопрос. Он написан на оконном стекле в  моей спальне. Через него я смотрю на мир. Он не дает мне расслабиться. Что есть моя жизнь и жизнь вообще, мое тело и тело вообще, моя боль и боль, страдание вообще, искусство, любовь, да все что угодно, все это вокруг?

В 2011 я печатал такие наклеечки на прозрачке с этим вопросом и клеил на все подряд. Что это такое, как это понять, осмыслить? Вопрос экзистенциальный, ответа однозначного на него быть не может. Всё было, все вопросы были заданы, но меня не было, вас не было! Каждый вынужден искать ответы сам. Разбираться с собой и своей жизнью самостоятельно.

И еще - я хитрый! Вы говорите – «это было» – хорошо. Тогда ответьте сами, что это есть сейчас, я говорю уже про данный конкретный жест, сделанный здесь и сейчас. Про историю искусств. Вопрос включает в себя и такую трактовку.

 

- Может глупый вопрос, тебе было больно? 

- Больно было, никакие обезболивающие средства я не использовал, кроме водки внутрь. Но скорее было страшно. Страшнее всего начать. Потом уже легче. Боль похожа на ощущение от лизания контактов плоской батарейки на 12 вольт, ну посильнее слегка.

 Как долго ты готовился к этому перформансу? Художники ведь в основном не отличаются спонтанностью музыкантов, к которой их подстегивает музыка и алкоголь. Не изучал случайно инструкции в интернете?

-  Перформанс был придуман более года назад, может и два. Но я боялся. Не мог решиться. Звезды не вставали в нужное положение))). Но, в конце концов, решился, подумал, что старею, и если не сделаю это сейчас, то уже никогда не сделаю. И буду продолжать думать об этом. И вот все сошлось. Я доволен. Я стал чувствовать себя сильнее, увереннее. Преодолел страх. Инструкции не читал. Я написал о своей задумке двум перформерам акционистам – Лизе Морозовой и Олегу Мавромати. Оба поддержали меня. Олег дал какие-то конкретные советы, которые уменьшили мой страх. 

- Как ты реагировал на вмешательство этой женщины, которая пыталась остановить  это кровавое действо?

- Через день после перфоманса мне позвонил Саша Евангели (арт-критик) и попросил «телефон этой актрисы, которая там у тебя кричала», когда я сказал, что это не актриса и я с ней не знаком, он был крайне удивлен. Она не входила в мой сценарий и жутко раздражала и отвлекала меня своими воплями. 

- Давай поговорим подробней о музыке. Меня как любителя отечественного рока покорило, что ты используешь композиции Егора Летова, Янки в своих проектах. В художественной среде совриска русский рок не пользуется популярностью, а мне этой связи с роком не хватает. Атмосферы рок концертов, открытости и непосредственности эмоций и ситуаций. Когда сидишь рядом со скромной девушкой, и вдруг ее зовут к микрофону и это Янка! Читаешь надпись  «Вазелин» на джинсовке на спине зрителя, сидящего перед тобой в зале, а через полчаса он тебе оставляет смешной автограф «от еврея Панова». А художники любят держать серьезную мину! Смотрят как нью-йоркские любители реп культуры на художника из России! 

Нью-Йорк 6 ноября, 2011 проект «1 4 12 3 18 9 16 1 — 15 8 99 3»  

- Да, музыка. Музыка сильное абстрактное искусство. Под музыку у меня почти всегда начинают возникать конкретные визуальные образы. Так 60 планшетов 50х70, которые я выставлял у Оли Лопуховой на стрелке в начале 2009-го года (выставка «ЖЗН») я сделал за месяц исключительно под Тайгер Лилис ( Тhe Тiger Lillies, Suicide).

Арт -стрелка, выставка ЖЗН, 2009 

Хлебные люди – это Дягилева и Летов. Русская такая тема. Поездки в деревню зимой. Весь этот трэш дороги и окружающего быта. Распадающаяся материя и рвущаяся из нее душа. Это еще от Высоцкого идет, конечно. Я много слушаю разного. Это драйв. Сейчас конечно меньше чем раньше, и сложнее отдаваться этим потокам энергетическим полностью, без оглядки.  Уже что-то останавливает. Но когда все-таки отдаешься – это кайф. Это уничтожает сомнения и рефлексию на время. Рисую под разную музыку,  от Гольдберг вариаций Баха, до Кровостока. Аукцыон, Мамонов еще любимые. А Тагер Лилис, это когда уже так хуево, что все похуй и ты начинаешь просто ржать надо всем. Майкла Наймана, кстати, еще люблю. Когда его слушаешь, представляешь себя и всю свою жизнь как какое-то кино. Возникает такое отстранение, как будто улетаешь и смотришь на все, что происходит с высоты птичьего полета. И сам персонаж фильма или рассказа…

 "Герои левитации",  Stella Art Gallery, 22 апреля, 2010 

В проекте "Герои левитации" использована песня Янки Дягилевой "Выше ноги от земли": http://megalyrics.ru/lyric/ianka-diaghilieva/vyshie-noghi-ot-ziemli.htm

3 четырехметровые фигуры - металлический каркас, облепленный хлебным мякишем с солью, клей ПВА

Стихи такие визионерские писал под Наймана, под композиции "Упущенное время" (Zoo Caprices) - (http://megalyrics.ru/about/michael-nyman-zoo-ca.htm), "Контракт рисовальщика" (http://poiskm.com/film/861), "Взгляд на оптическую теорию" (http://music.nur.kz/880948-michael-nyman-an-eye-for-optical-theory). Картинки, кадры конкретные мелькать начинают, типа такого:

упругою штриховкой выведет рука 
объемы облаков, 
а после сложит в папку

и понесет
и отчеканит каждый шаг
шнуровкой на ботинке

и каждый карандаш
в своей ячейке вздрогнет
 12 отделений -
кожаные ремешки
подогнаны
и ластик аккуратно металлической застежкой 
пристегнут.

Не дребезжит при шаге ничего
оружие в защитной смазке
лишь часа ждет,
чтоб выстрел сделать новый 
мишени ждут лишь появленья твоего тарелки
ждут чтобы разбиться

и сердце лошадиное стучит,
потоки пропуская крови
работает исправно
яркий свет автомобиля
протектор новый
пахнет чуть резиной
вперед толкает массу  тела
металл спокойный,
ровный гул
и поворотом колеса
на гравии чуть влажный  след оставит
мы сможем пренебречь  достоинством своим
во имя цвета краски на капоте
откинувшись сидит
закрыв глаза
старик
уже

казаться  будет анекдотом
последовательность эта
новой жизни полнота уводит
как мать  ребенка с  похорон

но не сейчас 

всё слышен
гул мотора
и шорох шин на поворотах
и  запрокинутая голова
зрачки прикрыты
не обнаруживают  жизнь ресницы

финал открыт

мы не нарушим бег

смеется новый человек
над тем, что было,

но точку и ему
поставить
не удастся...

или такого:

она выходит
она выходит
она открывает дверь
она берется за ручку
за медную ручку
ее рука чувствует холод
кончики пальцев
тонкие пальцы
платье
ажурный рукав
она открывает дверь и выходит
дверь  плавно закрывается за ней
язычок  замка
плавный щелчок
она выходит
на улицу
она садиться в автомобиль
серый матовый металлик,
приподнятые крылья
она садится в автомобиль
три ступеньки
 три широкие мраморные полукруглые ступеньки
отделяют ее теперь
от входа в дом

она сидит на заднем сиденье
и  вот- вот скажет шоферу что можно ехать
он терпеливо ждет
его рука в замшевой перчатке застыла на диске руля
она молчит
она напряжена
эта минута томительного ожидания
невозможно затягивается
наш взгляд блуждает по пейзажу вокруг

эта типичная вилла с барочными узорами,
серый холодный камень которому несколько сотен лет,
витиеватая решетка ограды.

Она выходит из машины
решает что  не едет
вновь в обратном порядке  три мраморные ступеньки
вбегает в дом ,
быстрые шаги по коридору,
через гостиную
лестница вверх
ее спальня
бросается на кровать
лежит.

за окном стриженные деревья
она лежит без движения уже пару часов
вечереет, между деревьями появляется туман
скоро станет совсем темно
она по прежнему лежит в той же позе
лицом вниз, руки раскинуты...
становится прохладно, окно в парк открыто
она по-прежнему не двигается...
наступает утро, но ничего не изменилось, шофер уснул за рулем

его голова склонилась на замшевую перчатку...
Она же спит свернувшись калачиком, ночью кто-то накрыл ее красноватым клетчатым пледом.
заходит негритянка с медным тазом и кувшином с водой
ставит на пол у шкафа и выходит
больше за этот день не происходит ничего
медленно свет скользит по мебели и книгам.
опять вечереет,
единственное изменение в комнате это таз, к которому никто так и не прикоснулся
и маленькая собачка которая сидит на полу и учащенно дышит.

затмение

следующий день
яркое солнце
тот же дом, но никого нет...
кровать аккуратно застелена серебристым расшитым покрывалом
пледа нет
таза нет
собачки нет
негритянки нет
автомобиля нет
шофера нет
и ее тоже нет
камера скользит по пустым комнатам,
по лакированной мебели и паркету...
выходит на улицу
выходит в сад
скользит по алее
по розово-фиолетовой дорожке между деревьев
дорожка выводит к заросшему кувшинками небольшому пруду,
камера застывает на темновато-зеленой воде...

конец.

Проект "Все впереди", март 2011  

Размышляя о перформансе, мне пришли на ум ассоциации с дневником танцора Вацлава Нежинского. Его дневник поразил меня своей метафоричностью высказывания и отношениями со вселенной, повышенно эмоциональными, сострадательными. Природа для него была живая, и он чувствовал с ней сильную связь. И теплую! Ум его пугал, ассоциировался с холодом, смертью, а дерево, звезды ощущались теплыми и живыми и они помогали ему справляться со своими страхами. Он идентифицировал себя часто с деревом, и однажды дерево спасло его от падения в пропасть. «Я пошел к пропасти, затем я упал вниз, но меня удержали ветки дерева, которые я не заметил. Тогда я удивился и подумал, что это чудо. Бог хотел проверить меня. … Я поблагодарил дерево. Оно меня поняло, так как я обнял его: дерево получило от меня тепло, а я получил тепло дерева. Я не знаю, какое тепло было более необходимым".  Если для тебя уместен такой контекст (Нижинский был шизофреником, но когда я читала его дневник, сопереживала и готова подписаться под некоторыми мыслями).

Хочу спросить, зарываясь голым, головой в землю, кому ты хочешь отдать свое тепло – зрителям, дереву (т.е. себе, своему сердцу: «я чувствую такую боль в своей душе – боль, которая пугает меня»  В.Нежинский.), или тому, к кому устремлены твои корни. И почему ты дерево - стоящее  кроной вниз?

Эскиз к проекту "Явление природы" , 2006

  Я хочу упасть с этажа и воткнуться в асфальт головою, 
   чтоб потом махать ногами,
   как деревья ветвями

Это мое четверостишие 1996-го года. Такой образ. Видимо он изначально и был. В 17 лет.
Корень для меня голова, там  мозги, там всё…
Руки и ноги - ветки.

Вот первый текст описывающий концепцию этого произведения - 2006-7 год, соответственно (тогда был нарисован эскиз, а первая акция сделана только в 2010-м):

«Акция «Явление природы» это протест – выражение крайней степени неприятия к современному миру, в котором  человек  постепенно  превращается в робота, выполняющего механические действия, в безумном темпе производства и потребления.
Я не хочу этого, я не хочу этого видеть, я бы предпочел, чтобы люди походили на деревья, которые растут из земли и знают, что в нее вернуться. Но нет, мир  безумен и не осознает собственного безумия или безумен я, ибо  все  вокруг  рады  открытию  нового  супермаркета,  повышению  зарплаты  и  свежей мелодии в мобильном.
Как там, у Хармса, « – Извините, спектакль отменяется, нас всех тошнит».
Да и еще уместны в данном случае стихи Летова из «Русского поля экспериментов».

(http://music.yandex.ru/#!/track/115915/album/10895

 

«Набить до отказа собой могилу 
Это значит наследовать землю

Что же такое наследовать землю
Это значит исчерпать терпение
Что и требовалось доказать
Что и требовалось доказать»

Когда проект демонстрировался в Красноярске, я давал в качестве комментария этот стих. В Красноярске акция была массовой. Все кто участвовал в ней, делали это добровольно и бесплатно. 

"Явление природы", Красноярск, 27 августа, 2011  

Что еще: одна герла, художница, мексиканка, которая присутствовала на первой акции под Веной, сказала, что ей все это очень близко и понятно, поскольку южно-американские индейцы считали людей ходячими деревьями.

Кто-то еще сказал, что, когда я это делаю,  моей головой становится весь земной шар. Это тоже не плохая интерпретация. Решение о проведении 99 подобных акций было принято сразу после первой Венской акции.

"Явления природы", Вена, 3 декабря, 2010 

После нее я вспомнил, что у отца есть литография «99 пейзажей с деревом». Мама прислала мне в Вену фотографию, мы ее распечатали и включили в экспозицию, вместе с документацией перформанса.

"99 пейзажей с деревом", Александр Кузькин, 1981 год

 Еще один чувак, который принимал участие в массовой акции в Веретьво - преподает что-то психам по вальдорфской системе в Германии - говорил, что я сам, того не понимая, что-то там такое понял, что соответствует, этой вальдорсфской школе и представлению о человеке по Штайнеру с его антропософией. Рисовал мне схемы какие-то. Я, честно говоря, не очень врубился, но все равно было приятно.
Как-то так. На сегодняшний день сделано 27 акций, в разных точках планеты:
Анадырь (Россия, Чукотка), Нью-Йорк (США), Бат-Ям (Израиль), Кейптаун (ЮАР), Вена (Австрия), и т.д.

Израиль, Бат-Ям, 30 октября, 2011 

- Были ли какие-то опасные моменты, связанные с этой акцией, расчитывал ли ты заранее время ее проведения и как реагировали люди, ты ведь ее делал в разных концах света. Не пытался ли кто вытащить?  Вызвать полицию, позвать на помощь? 

- Максимальная продолжительность - 30 минут. В Нью-Йорке мне пришлось сделать две акции, организаторы не согласились, чтоб я "торчал" голым и я примотал скотчем мусор, закрыв "неприличные места". Но перед этим я решил провести незапланированную акцию в ее классическом варианте. Она продолжалась три минуты. Когда я ушел с места акции, наблюдал из окна соседнего здания, как приехала полиция. Когда акция проводилась под  песню Летова "Русское поле экспериментов", ее время должно было совпасть со  временем звучания песни, но мне не дали довести ее до конца. Зрители заволновались, присутсвующий на акции коллекционер и хирург  Михаил Алшибая сказал, что можно только 10 минут находиться в таком положении. Я, как правило, не делаю свои акции в людных местах, не хочу специально эпатировать людей, выбираю для них ранние утренние часы. Когда я делал первый раз акцию под Веной, я еще не понимал точно, как все получится и делал сзади подпорки.  Теперь я вырываю яму определенной формы и опираюсь на плечи. 

 

Нью-Йорк, 2 ноября, 2011  

- Вот от чего я мысленно падаю в обморок, так это от цифр! Оценки в школе у меня породили большие комплексы. А у тебя их целая своя система и ты активно используешь цифры в своих перформансах! За что спасибо, я к цифрам начала привыкать!

Как давно тебя волнуют цифры, с детства? На что ты опирался, выстраивая свою систему? И, как нам разгадывать нужно? Что символизируют цифры в твоем перформансе «1 4 12 3 18 9 16 1 — 15 8 99 3»,  который ты скоро будешь делать в Гараже, по многу часов каждый день в течение месяца? В инфорелизе сказано, что он «интерактивный и самый открытый для зрителя». Для меня цифры  это что-то совершено закрытое, эзотерическое и вид у тебя был очень закрытый и сверх серьезный на акции в Еврейском музее во время фестиваля перформансов. Не обман ли это для зрителя? У меня, если честно, возникло желание при виде твоей серьезности по-детски ринуться к тебе через стол  с криком и напугать, разрядить обстановку. Не является ли для тебя этот процесс – медитацией, отрывающей тебя от реальности?

В мастерской Андрея Кузькина, декабрь 2013  

- Да, последнее верно. Вот текст, описывающий этот перформанс, опубликован в каталоге к выставке, которая прошла в Анадыре в этом году. 

1 4 12 3 18 9 16 1 – 15 8 99 3
Перформанс
Впервые продемонстрирован в 2009 году в Москве на Арт - стрелке.
В 2009-ом году мной был взят недельный обет молчания. Это было связано с тем, что на тот момент, доверие к словам, как к способу передачи информации (мыслей и чувств), было мной абсолютно утрачено. В течение этой недели я начал создавать рисунки, в которых вместо слов использовал числа. Я обратил внимание на то, что разные числа вызывают внутри меня разные эмоции. И что, составляя их в определенном порядке, можно будто бы записывать некие тексты. Дешифровке эти «тексты» практически не поддавались, но отдавались внутри меня волнующим смутным дребезгом.  С тех пор числа стали для меня основой универсального поэтического языка, разработками которого я занимался тогда, и продолжаю заниматься  и сейчас, хоть и не так активно. Я обозначил направление своей мысли как «теорию эмоционального восприятия чисел» (ТЭВЧ).  Теория эта не имеет четких законов, она сугубо индивидуальна, и в ее подробности я тут вдаваться не буду.
Числа, которые я включаю в изображения, являются для меня слабой надеждой, на наличие некой над-истины или над-силы не подвластной нашему разуму, но пронизывающей смыслом всё происходящие. Этот язык, который никто никогда не сможет прочесть, для меня единственно возможный, для разговора о непознаваемом, если хотите, о Боге. При этом я не говорю, что обладаю знанием, обладаю истиной.

20 октября, 2012 Кейптаун

Мои действия по сути  имитационные, они, как правило, являются всего лишь маркерами, указывающими на направление движения мысли, но не являются сами этим движением, в этом сокрыта моя проблема, моя беда. Я не в силах на все 100% уверовать в то, что стою на правильном пути без оглядки нестись по нему. Я все время останавливаюсь, оглядываюсь по сторонам, начинаю идти обратно или в сторону, возвращаюсь на то место, где уже был… но это отступление от непосредственной темы рассказа, которое, кстати, тоже иллюстрирует то, что я не могу сосредоточиться на чем-то одном…
  Итогом  моей молчаливой работы в течение недели, стала серия рисунков под условным названием  «Победа» (находится в металлических ящиках). Это листы 50Х50 см, около 50 штук, на которых нет ничего кроме 5 чисел на каждом. Одно число стоит посередине листа и 4 по углам. Я считал, да и до сих пор считаю эти работы для себя важными. Тогда же мне казалось, что я достиг неких вершин «космического масштаба».


Но существовать в «космических масштабах» и жить при этом в миру практически невозможно. Поэтому я был вынужден опять «спрыгнуть вниз на землю», начать разговаривать с людьми, решать свои и чужие проблемы. Этот спуск в мир с новым опытом, и был выражен в перформансе  1 4 12 3 18 9 16 1 – 15 8 99 3. Сценарий перформанса очень простой. Любой зритель дает мне небольшой предмет от себя. Я приклеиваю его в центр бумажной  карточки, а после пишу 4 числа по углам. После на обороте карточки я пишу имя человека давшего предмет, точную дату, ставлю подпись. Затем карточка помещается в конверт и передается зрителю в качестве подарка.

Анадырь, 13 апреля, 2013 

Киев, 12 июня, 2013 

 - Ты любишь осуществлять свои акции в лесу или заканчивать их там. В последнее время ты делаешь акции в конкретном месте, связанном с твоей биографической памятью, семейными связями. Потребность часто возвращаться в это место, не связана с этой историей с замуровыванием архива, связанного с твоей биографией и повседневностью? Или тебя больше волнует вопрос существования человека в мегаполисе. Вот на последнем Архстоянии пытались нпр. перенести модель мегаполиса в лес, но там куратор Катя Бочавар заведомо знала, что это утопия и эту пуповину нам не разорвать (интервью мне). Тебе не откажешь в трезвом уме, но когда ты едешь в лес, что в тебе превалирует – романтическое сознание, интуиция, отпускаешь ли на волю теплую часть своего мозга?

- "Теплая  часть мозга» - это хорошо, это мне нравится, да можно так сказать…

Смысл всех акций проводимых  в этих местах заключается в переносе значимого и для меня важного из общественной, публичной, институциональной зоны, в зону личную и  интимную. Также можно сказать что манипуляции, которые я тут провожу, направлены на включение настоящих, теперешних событий моей жизни в зону детской памяти, в новом обживании этой зоны. В нежелании ее утратить навсегда. В формировании связей между моим прошлым и настоящим. В желании понять кто я, из чего состою. Эти акции очень важны для меня.
Они во многом  важнее, чем все, что делается на публику. 

Акция "Реклама", 3 ноября, 2013 

- Ну и последний вопрос о власти! Куда без нее! Как поется в одной песенке: «Карты розданы, назначай свою масть, любовь это власть! Одного над другим! Любовь – это власть!» (Сантим). Ты согласен с этим? В твоих коллективных акциях ты берешь на себя роль лидера, посвященного, может шамана из своего индейского перформанса «Быть художником, быть индейцем…». Соратники добровольно с ней соглашаются, не бунтуют (по моим скромным наблюдениям). Если случится вдруг бунт, покушение на власть, прикоснешься ли ты рукой к дереву? 

Проект "Быть художником, быть индейцем..." в рамах Ширяевского биеннале, 9-15 августа, 2009  

Подробнее тут 

-   Да, я люблю, чтобы все вокруг меня слушались))). Для каждой акции или перформанса я придумываю четкий сценарий. Любое делегирование кому-то ответственности, за происходящее для меня болезненно. Так, например, недавно Валера Айзенберг публично читал мой описательный текст к акции «Реклама». Периодически мне хотелось вырвать у него текст и читать самому, мне не все нравилось.  Но я сам это придумал и я терпел. Для меня это был опыт сравнимый с перенесением себя в будущее, в котором тебя уже нет, есть твой текст, и кто-то его читает так, как хочет и может. Тяжелое испытание. Если что-то идет не по сценарию, я конечно с этим, в конце концов,  смиряюсь, но это меня травмирует. Совместная работа с другими художниками на равных  для меня практически не возможна. Придумывание всегда интимный процесс. Массовый сбор «удивительных вещей», в котором ты тоже принимала участие, был всего один. Я отказался от этой затеи, именно по этим причинам. Я эгоист, и если речь касается работы, то свои желания я ставлю выше желаний других. На лесные акции я зову своих близких друзей, и они знают меня и заранее примерно понимают, на что идут. Поэтому бунта быть не должно.

Проект "быть художником... быть индейцем" , Ширяевское биеннале, 9-15 августа, 2009 

 

Отчет о проекте "Левитация" автора интервью здесь

 

1 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж