Вход

или войдите через

Ангелы-хранители современного искусства

Выставка «Личный выбор: работы из частных коллекций современного искусства», задуманная главным куратором «Гаража» Кейт Фаул, состоит из двадцати работ, которые до этого радовали глаз только крупных российских собирателей.

Что мы знаем об этих людях? Практически ничего. Имена многих из них и, тем более, биографии нам неизвестны. Посетители аукционов, читающие каталоги лотов как ритуалистическую утреннюю газету, становятся интересными только тогда, когда мы пытаемся мысленно прикинуть размеры их состояния. Но такими суммами наш разум оперировать не может – выдает ошибку. Неудивительно, что нельзя «залезть к ним в кошелек» – эти люди изобрели свой метод хранения денег. Они вкладывают в вечное и умудряются покупать бесценное. Очевидно, что у них есть чутье, и, полагаясь на него, они зарабатывают на перепродаже предметов искусства, которые становятся «золотыми» на гребне модной волны (часто непонятно, каким ветром образованной). К тому же, как водится, богатые многое получают бесплатно. Порой художники сами преподносят в дар плоды своего вдохновения и труда. Для них это возможность не только оказать внимание, но и его привлечь..

Однако искусство для собирателей - не только выгодное вложение, но и способ получить эстетическое и интеллектуальное удовольствие, удовлетворить жажду обладания культовыми и необычными вещами, повысить статус, эффектно выписать чек. Короче говоря, это люди, живущие на широкую ногу, которые прикарманивают то, что, по идее, принадлежит всем. Раздражает, что на их кухне висит оригинал натюрморта, а мы наблюдаем его копию в некачественной печати на календаре. Впрочем, ладно еще натюрморт…

Теперь попробуем нарисовать портрет по первичным ассоциациям. Наш персонаж – коллекционер (не время от времени практикующий, а стабильный, рассудительный и целеустремленный покупатель). Нам кажется, что такие люди ничем, по сути, не заняты (их бизнес управляется сам собой, без их особого вмешательства), поэтому герой имеет вид напускной деловитости. Он изображен в центре своей сокровищницы, в музее, в котором он живет, а кругом – шедевры, которые он снес к себе в будущий мавзолей (потому что они ни при каких обстоятельствах не покинут его надолго). Его поза и взгляд говорят нам о том, что он приходит в экстаз от всей этой красоты. К его голове прикреплен маленький аппарат со специальными сенсорами, который означает, что наш коллекционер улавливает тончайший запах денег. Он всегда спешит на зов новой притягательной и удачной в коммерческом плане диковинки! Где-нибудь на заднем плане парочкой штрихов условно обозначим вереницу художников. Они выжидательно выстроились под дверьми в надежде обрести спонсора. А по бокам – грустные рожицы – это мы. И мы хотим хоть одним глазком поглядеть на то, что сокрыто в «пирамиде». Назовем это эпичное творение: «Владелец галереи, в которой никогда не проводятся экскурсии, потому что еще чего».

Получился пошлый довольно субъект. Делец с ограниченным набором эмоций. Это обязательно скупой и замкнутый миллионер, в редчайших случаях расстающийся с одним-двумя предметами своего вожделения по просьбе куратора какого-нибудь выставочного пространства. Если собирает искусство и не перепродает, то он жмот, который стаскивает к себе все добро, чтоб одному над ним чахнуть. Если собирает искусство и перепродает, то он бесчувственный жмот, который смотрит на искусство лишь как на средство умножения капитала. И во всех случаях он представляется нам эгоистичным человеком, стремящимся выделиться в узком кругу богачей, выпятив свой экстравагантный вкус.

Чтобы разобраться, насколько образ, бытующий в нашем сознании, привязан к реальности, посещение выставки в «Гараже» - лучший способ. Можно даже назвать ее лекарством от мифотворчества.

Немногим больше двадцати лет прошло после того, как Sotheby’s открыл в Москве «Первую галерею», где можно было купить произведения современных авторов, а также проведения первой московской международной ярмарки искусств «АРТ МИФ». Два этих события вывели коллекционирование из тени, придали ему деловой статус, а впоследствии – престиж. Сегодня российские коллекционеры – значимые участники мирового культурного развития и обмена. Они могут сами быть тем ветром, поднимающим модную волну. Они открывают и поощряют новые имена, дают авторам шанс занять свою нишу, стимулируя их материально. Поддерживая личную репутацию членов элиты, они одновременно представляют Россию на международном арт-рынке, даже если банально присматривают панно для спальни или скульптуру для сада. Они ведут себя как прогрессивные бизнесмены и знатоки, умеющие отделить качественное долгоиграющее искусство от китча. Они руководствуются не только чутьем, работающим на прибыль, но и оригинальным чувством красоты и глубины. Именно за их счет в итоге произойдет пополнение художественного фонда государства, которое не особенно поддерживает современное искусство.

То есть, нынешние коллекционеры, в общем-то, ничуть не менее образованные и весомые фигуры, чем почитаемые Щукин и Морозов в свое время, хотя и не располагают столь обширными собраниями. Живя в свое удовольствие, коллекционеры, тем не менее, – не обыкновенные собиратели, идущие на поводу у своих прихотей, но настоящие меценаты – покровители искусства и его творцов.

Юлия Аксенова, куратор «Гаража», описала выставку как исследование феномена 2000-х, времени, когда коллекционеры, наконец, переняли эстафетную палочку своих знаменитых предшественников. Это обращение к собирателям разного уровня, как к важным игрокам культурного процесса, ведущим не только частную, но и общественную деятельность. Нам предлагают оценить выбор тех, кто наделен не только художественным, но и гражданским субъективным восприятием мира искусства. Как оказалось, эти люди формируют свои коллекции с определенной ответственностью и отнюдь не лишены чувства социального долга.

При сборе экспонатов организаторы просили по возможности присылать предметы новейшего искусства, однако владельцы отдавали и более старые работы, считая, что такие жемчужины непременно должны здесь всплыть. Представлены как русские, так и зарубежные мастера. Произведения выполнены в самых различных техниках: от дигитальной и ультрахромовой печати до оргалита, темперы и масла, от аэрозольной эмали и росписи по стеклу до фигур из стали, бронзы и воска. Тематику не уточнишь – здесь полный набор. Эзотерическая, эротическая, историческая и т. д. Какофония предметов. Пространство имитирует музейное хранилище, в чем присутствует намек на скрытый характер коллекций и некую сакральность помещения.

Проект задуман преимущественно как образовательный. Разработаны онлайн-гид, квест-путеводитель, организованы занятия в Открытой мастерской и экскурсии. Все это бесплатно и рассчитано на плотное взаимодействие зрителей и коллекционеров. 

Олег Целков. Пять лиц, 1980. Холст, масло. Из собрания Игоря Цуканова.

Александр Колдер. Треугольники, 1954. Раскрашенная сталь. Из собрания Константина Григоришина.

Николай Наседкин. Присутствие, 2001. Холст, масло. Из собрания Михаила Алшибая.

Андреас Гурски. Шарль де Голль/Париж, 1992. Хромогенная печать. Из собрания Александра Жукова.

Кенделл Герс. Знаки, принятые за чудеса (102), 2005. 24 полицейские дубинки. Из собрания Андрея Третьякова.

Тот факт, что больше двадцати человек впустили нас в приватные владения, показав самую лучшую, избранную их часть, да еще и с удовольствием и большим участием, говорит об их полной готовности поделиться прекрасным не только с домочадцами, но со всеми желающими. Коллекционеры, не скрывая своих имен и причин покупки экспонатов, искренне рассказывают о своей страсти и приобретениях, выбор которых иногда веселит, иногда заставляет растрогаться, а иногда и внушает гордость. 

Хотелось бы привести три комментария:

Так Дмитрий Аксенов выбрал для экспозиции арт-объект Александра Бродского: «Я родился и вырос еще в Советском союзе, и тогда можно было часто встретить здания, в которых часть окон на первых этажах замазывали белой краской. И вот зима, снег, окна светятся, что-то там за ними происходит…»

Александр Бродский. Без названия, 2010. Смешанная техника. Из собрания Дмитрия Аксенова.

Виктор Бондаренко о фотографии «Анна» Константина Худякова: «Как мне рассказывал художник, эта старушка оказалась ветераном войны, была моделью у братьев Сергея и Алексея Ткачевых… И я предлагал назвать эту работу «Родина-мать». Потому что это не та античная, исполинских размеров с мечом, а вот эта, сидящая в валенках на фоне разваленного дома, окруженная свалкой. Сидит и ждет перемен, которых она так и не дождалась, умерев в 2009 или 2010 году».

Константин Худяков. Анна, 2010-2013. Ультрахромовая печать на холсте. Из собрания Виктора Бондаренко.

Владимир Смирнов о работе Сергея Браткова (см. заглавную иллюстрацию): «Я выбрал ее, потому что  фраза на ней выражает оптимизм людей, живущих в сегодняшнюю нестабильную эпоху, которая, к счастью, конечна».

Все пояснения к экспонатам, а особенно эти три отрывка, располагают к их владельцам. Значит, они, действительно, живут в нашей с вами стране, значит, так же проживают со всеми ее историю, ностальгируя по прошлому и тревожась за будущее. Их имущество станет документом, запечатлевшим проблемы и чаяния общества конца XX-начала XXI веков. Коллекционеры перестают быть кучкой отстраненных зажиточных собирателей. В их коллекциях живет национальный дух. Они сопереживают своему искусству.

Как ни странно, по утверждению большинства из них, они не имеют намерения перепродавать произведения и приобретают их для того, чтобы расставлять, развешивать и любоваться, а не попросту держать под замком. Некоторые из них выбирают вдумчиво и последовательно, производя отбор среди самых именитых мастеров (если уж тратиться, то тратиться на что-то проверенное, вроде Уорхола – любимца русских коллекционеров). Некоторые – хаотично, спонтанно, нередко останавливаясь на произведениях современных, еще не открытых авторов. Все они стали собирателями не случайно – кто-то начинал с игрушек и марок, а потом повзрослел, и аппетиты выросли, кто-то продолжил семейную традицию и понял, что это заложено генетически, кто-то принял решение выразить посредством коллекции свою индивидуальность. И никто из них так и не смог остановиться, обретя новую любовь и став ею одержимым.

Очень занятно читать этикетаж. Пояснительные тексты похожи на короткие исповеди, кусочки мемуаров. И после их прочтения ты не пытаешься прикинуть ни сумму ничьих доходов, ни стоимость самого экспоната – ты радушно знакомишься с людьми, которые хотят тебе представиться. Идти на выставку нужно, в первую очередь, за этим, а не за катарсисом или повышением эрудиции. Никакого формализма. Тебя словно берут за руку и говорят: «Пойдем, я сейчас такое покажу!» В целом, это обычные наши соотечественники, которые так же, как и мы, приносят домой то, что им нравится. Все это даже немного по-детски. «Гараж» объединяет.

Михаил Шварцман. Без названия №9, 1987-1992. Оргалит, темпера. Из собрания Иветы и Тамаза Манашеровых.

Валерий Кошляков. Небоскреб (из серии "Новая архитектура"), 2002. Смешанная техника. Из собрания Андрея Чеглакова.

Владислав Мамышев-Монро. Из серии "Житие мое", 2003. Металл, роспись по стеклу. Из собрания Леонида Добровского.

Алексей Боков. Разборка в "Доме голубых листьев" (из серии Dolce Revolution), 2005. Цветная фотография, пластификация. Из собрания Ольги Слуцкер.

Сэм Дюрант. Dream more Work less (Red), 2012. Аэрозольная эмаль, посеребренное вручную стекло. Из собрания Алексея Кузьмичёва.

Олег Кулик. Космонавт (из инсталляции "Музей"), 2003. Воск, смешанная техника. Из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных.

Семен Файбисович. Поэт Лев Рубинштейн (из цикла "Московский метрополитен имени Ленина"), 1987. Холст, масло. Из собрания Игоря Маркина.

Олег Голосий. Мальчик и девочка в кроватках, 1991. Холст, масло. Из собрания Андрея Городилова.

Жак Лейрнер. Свет 4, 2013. Медный кабель, бакелит, стекло, пластик. Из собрания Ольги Ващилиной.

Ай Вэйвэй. Круг животных/Головы знаков зодиака: золотые, 2010. Бронза, позолота. Из собрания Леонида Фридлянда.

Джейк и Динос Чепмены. Панно с черепами II, фрагмент, 1997. Смешанная техника. Из собрания Дмитрия Разумова.

AES+F. Пир Трималхиона, 2009. Холст, масло. Из собрания Лена Блаватника. 

Виталий Комар и Александр Меламид. Наташа с бюстом Сталина, 1982-1983. Холст, масло. Из собрания Дарьи Жуковой и Романа Абрамовича.

Энди Уорхол. Ленин, 1986. Холст, акрил, шелкография. Из собрания Владислава Доронина.

Эван Пенни. Растянутая женщина №2, 2007. Смешанная техника. Из собрания Маргариты Пушкиной.

 

Фото: Л. Хрунова

/Центр современной культуры «Гараж». Крымский вал, 9. Личный выбор: работы из частных коллекций современного искусства. 14.02.14 – 06.04.14/

 

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж