Вход

или войдите через

Весенние гормоны для Винзавода

Следующая волна вернисажей на Винзаводе ожидается аккурат в районе майской Ночи музеев (или немного позже), традиционно привлекающей сюда толпы народу и провоцирующей галереи готовить к этому сроку что-нибудь эдакое, так что у обычной публики, не следящей за расписанием галереей, ожидания от апрельского дня вернисажей должны были быть куда меньше, чем от грядущих событий. Впрочем, до сих пор неясно, чего ожидать от этой площадки и тем, кто пристально следит за современным искусством в России. В последнее время ситуация вокруг Винзавода вроде бы успокоилась, однако нет-нет, да и происходят какие-то странные вещи, наподобие истории о том, что Винзавод был в мгновение ока неожиданно продан бизнесмену Александру Светакову, информацию о чем не далее как в феврале общественность углядела в публикации журнала «Артгид». Винзавод новость поспешил опровергнуть.

Как бы то ни было, а после всех событий последних месяцев апрельский вернисаж на Винзаводе получился неожиданно очень бодрым, хотя бодрость эту олицетворяло вовсе не количество народа, которое по меркам этой площадки было не особо большим, а общая, на взгляд со стороны, ничем не мотивированная атмосфера какого-то подъема. Молодость, опыт, успех, немного (а впрочем, вполне достаточно) эротики, утопическая скульптура и сон, в котором коллективный разум пребывает в связи с тем, что творится в мире в последнее время, превратили этот вечер в действительно запоминающееся событие.

Опыт олицетворял собой прежде всего Аркадий Петров. Он же ответственен и за эротику. Выставка, открывшаяся в галерее pop/off/art, получила название «Эротический квадрат» и неизбежно привлекла повышенное внимание публики на винзаводовском вернисаже. Как и в предыдущем проекте «Белый китч», показывавшимся в галерее в 2012 году, на полотнах изображена обнаженная натура на белом фоне. Только теперь произошел головокружительный переход от китча к максимальной (вплоть до подробностей) реалистичности. Но главная отличительная черта этой серии работ – «соединение радикальности темы и классичности образов». Be In Art попросил художника рассказать подробности.

Аркадий Петров: В принципе, я уже все сказал. На холстах.

А как насчет источника вдохновения?

Мне кажется, женщина всегда была источником вдохновения. Для всех и во все времена, начиная с каменного века. Уже не говоря об эпохе Возрождения, об античности. Всегда воспевали женщину и женскую красоту. Но то, что я изображаю, этого очень долго то ли стеснялись, то ли боялись инквизиции в соответствующий период. Скрывали. На телевидении даже сейчас до смешного доходит. Когда показывают грудь, то прикрывают листочками, а тут же рядом трахаются со страшной силой по полчаса. И такого я не понимаю. Как это так может быть? Как может существовать подобная двойственность?

Кроме того, во все времена проводились аналогии между плодородием земли и способностью женщин к деторождению. Как земля рождает жизнь, так и женщина рождает жизнь. Поэтому я поражаюсь, насколько люди опошлили женские детородные органы, дарующие жизнь. Огрязнили всё и назвали непотребными словами. Почему я ввел камертоны? А у меня не было выхода. Я что, должен был назвать картину «Жопа в ракурсе»?

Ну, например, для подобных вещей существует язык метафор…

Вот камертоны и стали такой метафорой. Потому что, если бы я называл все в соответствии с теми определениями, которые дало этим органам человечество, то это было бы противоположно моему отношению к этому предмету. Я это люблю. Не как циник какой-то, а с точки зрения эстетики, визуальной красоты. Потому что это действительно очень красиво. Это классика. Такие формы невероятной красоты мог создать только Господь. Этим можно только любоваться. Что я и делаю.

Также я ввел камертон, чтобы отличать холсты друг от друга. Но это произошло не сознательно, он появился сам. И в какой-то момент он закончился, потому что у меня закончились цвета. Я просто больше не смог придумать нового цвета. Поэтому теперь у меня появилась мальва. На выставке как раз представлена картина с синей мальвой. Может быть, тюльпан появится. В любом случае это будет цветок, который будет в дальнейшем сопровождать моих обнажённых.

То есть, планируется продолжение серии?

Не планируется, а уже есть. В мастерской. Эскизы, много работ. Я занимаюсь этой серией уже полтора года, и теперь вместо камертона будет цветок. Что дальше будет – не знаю. Потом, об этом мне и не надо думать. Главное – работать.

А как вы выбирали соотношение конкретного цветового камертона и конкретного изображения? Как происходил этот процесс?

Совершенно не могу ответить на этот вопрос. Все получалось интуитивно. Не стал покорять публику в духе – дай-ка я как-нибудь выпендрюсь и сделаю что-нибудь эдакое, внесу какой-то эпатаж. Ничего подобного. Я только молю Господа, чтобы он мне дал здоровье и возможность работать. Только об этих двух вещах. Во все остальные вещи я не включаюсь – продать, купить и т.п. И то, что я делаю, это настолько меня держит на плаву, настолько я это люблю, что когда ухожу вечером из мастерской, то думаю, как бы мне скорее вернуться утром, чтобы продолжать. Эта тонкая работа совершенно захватывает. Я все делал маленькой кисточкой колонковой, это видно. Тут сплошная любовь. Моё отношение вот к этому предмету только такое.

Это, наверное, Сергей (Попов) так подгадал, чтобы выставку приурочить к весеннему сезону?

Это лучше спросить у него. Но вы знаете, есть странная вещь в моей жизни – на протяжении 30 лет, что я выставляюсь активно, все капитальные выставки выпадают на апрель. В Манеже, в Русском музее, в ММСИ. Они все проходили в апреле. Я не знаю, с чем это связано, но никогда не влияю на эти вещи никак. Может быть, потому что день рождения в апреле. А еще Благовещение – великий праздник.

Художники Аркадий Петров и Андрей Гросицкий.

***

Что касается других авторов, то язык не повернётся назвать неопытной, например, Марию Серебрякову, которая еще в начале 1990-х представляла нашу страну на выставке «Документа». Экспозиция её работ «К востоку от Эдема» открылась в галерее «Риджина». Картины Серебряковой возвращаются в галерею спустя шесть лет после последней выставки. В центре внимания художницы – визуализация «психо-феноменологических и эмоциональных состояний».

В галерее «Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана» можно посмотреть, каких чудовищ, по мнению художника Александра Савко, рождает коллективный сон разума в наши дни доминирования поп-культуры в информационном пространстве. Несмотря на яркие цвета и переливы лампочек, вмонтированных прямо в картины, выглядит все и правда устрашающе и по-лавкрафтовски. Целый сонм как молодых, так и не очень, но в любом случае к настоящему моменту уже заслуженных деятелей искусства представила Pechersky gallery. Посмотреть на работы Вика Мюниса, Александра Бродского, Виноградова и Дубосарского, Ростана Тавасиева и многих других можно в рамках выставки «Carte Blanche».

Александр Савко. «Сон разума»

Вик Мюнис в рамках выставки «Carte Blanche»

«Carte Blanche»

Мария Серебрякова. «К востоку от Эдема»

На вернисажах были замечены сотрудники ЦНИИ ПИПС.

Однако центр силы в этот вечер без сомнения находился не в вышеперечисленных выставочных пространствах, а в XL Галерее, где гостей принимали триумфаторы прошедшей накануне, 9 апреля, церемонии вручения премии «Инновация» Елена Селина (выставка «Реконструкция» в номинации «Кураторский проект») и группировка ЗИП (выставка «Краснодар: Линии на плоскости. История КИСИ» в номинации «Региональный проект современного искусства»). ЗИПовцы представили в галерее выставку «Утопический скелет», в рамках которой простыми, на первый взгляд, средствами впечатляюще воплотили самые разные объекты, от «Рабочего и колхозницы» до галереи Тейт Модерн. Особенно динамичной, да что там, практически живой, получилась скульптура «Аврора». О выставке, о премии «Инновация» и о деятельности группировки ЗИП рассказал художественный куратор Be In Art и участник группировки Эльдар Ганеев.

Поехали. Про «Инновацию». Поздравляю! Как ощущения?

Спасибо. Мы не ожидали, мы напились, а потом нас вызвали на сцену. Было круто.

То есть, вы пришли и думали, что шансов нет, не светит ничего, а потом вас неожиданно вызвали?

Мы думали, что 50 на 50. Но поднакидались, это случайно получилось).

Но на самом деле же это решение вполне можно назвать ожидаемым, если, например, вспомнить итоговый рейтинг «Артгида» за 2013 год, в котором вас поместили на шестое место из двадцати возможных. И в целом ведь влияние, узнаваемость группировки растут. Как ты это оцениваешь?

Я себя уже чувствую «звездой»).

Донимают уже сообразно «звездному» статусу? Приглашают куда-нибудь, куда раньше не звали, например?

Пока такого нет, но, может быть, начнется после «Инновации». Вот, например, на «Инновации» к нам подошла Ольга Свиблова, а раньше нам казалось, что она нас избегает. А на премии говорила, что ей нравится КИСИ и что ей понравилось наше выступление пьяное на сцене.

Группировка ЗИП сформировалась в Краснодаре и сегодня, во многом благодаря вашим усилиям, в этом городе, в этом регионе наблюдается повышенная активность в области продвижения современного искусства. И вот, это признали и в рамках «Инновации». Планируете продолжать в том же духе?

То, что происходит сейчас в Краснодаре, имеет несколько измерений.

Во-первых. В России своя очень своеобразная логистика, которая относится в том числе и к искусству. От Москвы идут радиусы. Объясню на примере самолета. Хочешь ты полететь из Краснодара в Екатеринбург, для этого тебе надо сначала прилететь в Москву, и уже оттуда только ты сможешь полететь в Екатеринбург. Все время делаешь радиус. И точно так же с искусством. Сперва в Москву, затем «обратно». А мы делаем линии на плоскости. Поэтому и выставка так наша называлась. Не используем радиусы и все делаем в обход столицы. Ростов, Краснодар, Воронеж – развиваем мощные региональные связи.

Во-вторых. Обычно все институции, которые занимаются современным искусством, берут деньги у федеральных или местных властей или у каких-то фондов. Наш случай уникален тем, что мы ни разу не ходили ни в какие правительства края, области, города. Никогда не обращались за поддержкой к властям. Мы начинали с нулевым бюджетом. Теперь у нас появились спонсоры, патроны, которые дают деньги на наши проекты. И мы делаем это независимо от каких-либо государственных учреждений, что означает полную, тотальную свободу. Ни один человек не может сказать, что что-то из того, что мы делаем «плохо» или «хорошо» или «не надо». Никто не может навязать нам свои ограничения.

Вопрос, собственно, о выставке «Утопический скелет». Что бы ты хотел рассказать об этом проекте?

Проект, который вырос из нашей любви к жанру утопии. У нас была до этого работа «Завод «Утопия». Там, по замыслу, художники должны были жить в огромной коммуне, переделанной из завода ЗИП, в таком утопическом мире, где нет денег, а только произведения искусства, которые меняются на еду, одежду и удовольствия. А здесь мы решили продолжить наше исследование утопии. Мы сделали скелеты или каркасы не только разных сооружений, но и идей и объектов утопических. Здесь «Родина-мать» сочетается с Тейт Модерном, а Дом-гигант из Ростова с современным искусством, которое тоже само по себе во многом утопическое. Вон, ты видишь кирпичи Карла Андре, а вон спираль Смитсона. Только у него она горизонтальная, на поверхности воды, а здесь она вертикальная – чисто утопическая спираль.

Со стороны складывается впечатление, что Группировка ЗИП сейчас, сегодня, в России является самой активной силой, представляющей современное искусство. В плане выставок, проектов и кураторской деятельности. Собираетесь поддерживать активность на таком же уровне? Бомбардировать зрителя новыми идеями?

Да. В этом же и есть вся суть. Как только мы организовались, то сразу же решили не замыкаться лишь на том, чтобы делать только арт как обычная арт-группа. Мы сразу начали делать проекты: арт-дача «Пятихатки» на море, резиденция для художников в Краснодаре, фестиваль современного искусства «Может», краснодарский фестиваль современного искусства – КИСИ. Даже сейчас думаем, что нужно что-то сделать новенькое. Кроме того, мы делаем вот это прекрасное искусство, которое представлено здесь, на выставке «Утопический скелет». Мы художники, но мы хотим еще выступать как организаторы, как пропагандисты искусства. Ведь это очень важно – пропаганда искусства. Краснодар сейчас кипит искусством. Кто-то ненавидит его, кто-то обожает, но нет равнодушных. И это круто.

***

Почти все открывшиеся 10 апреля выставки будут работать на Винзаводе вплоть до Ночи музеев включительно. Исключение составляет как раз экспозиция работ группировки ЗИП, которая пробудет в XL Галерее лишь до 30 апреля. Так что тем, кто хочет увидеть выставку «Утопический скелет» стоит поторопиться пока эта утопия не растаяла.

Вообще, ощущение от вернисажей осталось такое, будто и не было никакого мирового финансового кризиса, будто современное искусство в России и отечественный арт-бизнес (особенно в лице отдельных представителей) не испытали на себе его последствия и не впадали в глубокую депрессию, а временами и в истерику. Алкоголь и прочие напитки не иссякали, как в лучшие времена пузырей в экономике. Расположившийся у галереи «Риджина» ди-джей ставил ремиксы на Мика Джаггера. В большом количестве и качестве Винзавод посетили художники и арт-деятели в диапазоне от Сергея Скутару до Иосифа Бакштейна.

Хотелось бы, чтобы все увиденное в тот вечер на Винзаводе было частью устойчивой восходящей тенденции, однако говорить об этом пока преждевременно, ведь задора группировки ЗИП или эротических полотен Аркадия Петрова хватит лишь на импульс (хотя и мощный), но для того, чтобы его поддержать необходимо кое-что посерьёзнее. Как бы то ни было, хочется думать, что этот впрыск весенних гормонов в любом случае пойдет Винзаводу на пользу.

0 комментария Добавить комментарий


О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(919) 761-46-44
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж