Вход

или войдите через

Сергей Бакуменко: Теперь я человек оркестр))))))

Куратор современного искусства Сергей Бакуменко решил взбодрить ставшие уже пыльными от своей неподвижности художественные акции города. Бакуменко в своих проектах не делает ставку на одесских арт-звезд, напротив, ратует за максимальное участие в своих событиях художников молодых или малоизвестных и даже тех, кто художником только стал благодаря этим акциям, здесь и сейчас. И у некоторых при этом появляются неплохие перспективы! Концепция соучастия и интерактивности одна из основных в кураторской деятельности одесского певца и музыканта. Цель акций  Бакуменко одна - создать некую максимально комфортную художественную среду для творческих людей. Это также, как  на YouTube  проявился совершенно новый формат видео, не предполагающий особых знаний и навыков видеосъемки и требующий от артиста лишь наличия телефона с видеокамерой. Вот так же и Бакуменко генерирует принципиально новую арт-прослойку города, находя молодых художников, а иногда и привлекая к своим проектам, совершенно «нехудожников», но людей, у которых созрела в голове идея, позволяющая решить проблематику текущего проекта. Диапазон тем и концепций акций Бакуменко широк: от празднования одесской Юморины, деградирующей в сторону пошлости¸ до объявления действующего президента Украины болезнью, как это случилось на проекте «ЯнукоВИЧ».

Конечно, возникает вопрос, не влияет ли на качество выставки тенденция увеличения числа участников акций и выставляемых работ за счет непрофессионалов? Безусловно, здесь элемент мейнстрима стремится к нулю. Это скорее малобюджетный «lo-fi арт», развитие которого происходит на уровне события, не важно, запланированного или спонтанного как в случае с участницей  последнего проекта "ЯнукоВИЧ", прошедшего прямо в сердце Одессы, на Приморском бульваре возле Дюка во время действующего Майдана. Одесситка Ольга Бевза, которая хотела участвовать, но не успевала сделать свою работу, просто испекла и принесла пирожки, которые не дали умереть от голода и холода участникам проекта, терпеливо, (около 6-ти часов) находившимся около своих работ на морозе. В проекте участвовало 70 работ, более чем 40 авторов  - из Чикаго, Москвы, Киева, Одессы, Ровно, Луцка. Для экспонирования специально были сделаны деревянные щиты. Название темы говорило за себя, своими средствами напомнить людям, в каком состоянии находится правящий строй. Помимо коллективной выставки на этом же месте репрезентировался проект Натальи Учаниной «Тетушки vs титушки”. 

Работы Андрея Казанджий "Чё?" и Кира Шевчук - "No mask" на выставке "ЯнукоВИЧ"

Зрители так же могли участвовать, принеся свои работы, их тоже прикрепляли к щитам. Сергей  Бакуменко в этом проекте вывел художественный жест как таковой на принципиально иной уровень, нивелировал формат галереи как единственно возможного арт-пространства.  Дал выставке совершенно народный статус.

Что касается отношений со зрителем, Бакуменко, апеллирует, по сути, к случайному зрителю, не привыкшему ходить по галереям, не знакомому с аппаратом анализа произведений современного искусства, не воспринимающего поход на выставку как гламурное светское развлечение или как сопричастность к замкнутому на себе художественному сообществу.

Никаких флаеров, каталогов, индивидуальных, греющих душу сопричастностью, смс приглашений. Распространение информации о выставках и акциях происходит только в интернете. Отсюда заинтересованность и вовлечение в событие людей, которых обычно в галерею не затащишь. Однако на выбор их участия в проектах Сергея Бакуменко влияет, нам кажется, не только демократичность событий, но и аура самого куратора, которая наполняет драйвом и энергией эти события, не меньшим, чем на рок концертах. Что неудивительно, ведь он сам имеет большой опыт участия в рок движении, в качестве фронт мена и поэта известной одесской группы !«Цирк», где акцент выступлений делался на театрализованность и игровое начало.

И так, начнем с игры!

В 2011 году Сергей Бакуменко и художник Игорь Гусев придумали детское планетарное движение “Нанопионеры”, целью которого являлось воспитание и взаимодействие детей из неблагополучных семей посредством искусства.

Тридцать пионеров, одетые в форму, которую разработал Гусев, в одной из акций ходили по одесским квартирам собирали ненужные вещи, чтобы соорудить из них инсталляции, которые были продемонстрированы на Думской площади в рамках международного фестиваля “Global village». Одну из лучших работ «Мусорская щетка» Владислава Мигаля из украинского города Мена постиг успех, его пригласили с работой кураторы галереи современного искусства «Знак вопроса»  участвовать в выставке «Инвентаризация». А еще нанопионеры участвовали  в выставке « Независимые», посвященнной 20-летию независимости Украины в самом Мистецком Арсенале – главной  арт-площадке Украины. С помощью того же Гусева они сделали две работы, на которых дети своими руками из одно-двухкопеечных украинских монет выложили одуванчик и овчарку – символы детства и мира. Работа была названа «Нанопионеры. Детский дефолт».

Инсталляция нанопионеров видетельсвует о том, что с одесским подсознанием не все благополучно.

В кураторском проекте Бакуменко проекте «Обратная сторона Юмора” (название Гусева) художники рефлексировали над клишированным восприятием главного по общим представлениям одесского праздника Юморины, который со временем выродилось в мероприятие, дискредитирующее ироничное одесское мышление настолько, что нормальные одесситы в этот день на улицу просто не выходят.

Наташа Учанина, Одессит, масло/холст, 70х90 см, 2013

Название проекта «Раханная графика - банный коллаж» пришло к Сергею под влиянием поэтического опыта, не связанного с рок эстетикой, а скорее наоборот. В тот период Сергей писал тексты для эстрады и во время поездки в авто с рок-звездой Украины, ему пришло в голову это название и осознание того, что ему, человеку, крещеному еще киевскими художественными сквотами в 90-е, пора бы заняться кураторством ( незадолго до этого Сергей окончил продюсерский факультет в Киевском национальном университете театра и кино им. Карпенко-Карого).

И в стенах МСИ Одессы состоялся этот, говоря рок языком, «порочный проект», ибо новоявленный куратор во время составления экспозиции живо представлял себе как «графика трахает коллаж», а что делает рисунок с фотографией, мы здесь даже говорить не будем…. Кто когда-нибудь ходил на андеграундные концерты, тот себе представляет…  

Игорь Гусев, "Обретение сияющего ключа"

А для другого своего проекта (МСИ, 2013 г.) он экспроприировал название популярного для тех, кто учился в школе в 80-х немецкого поп дуэта ”Modern Talking». Только его выступление на открытии запланировано не было. Одесса город экономных людей, и у них своих музыкантов хватает! За музыку отвечал местный Dj Ivan Rabin. Для поэта Бауменко это очередная игра смыслами. Проект собрал тех художников, кто хотел говорить со зрителем современным языком. «Любая тема может сделаться, вдруг, актуальной. Современным же, контекст становится тогда, когда он в силах сделать современников собеседниками».

Работа Александра Дремова, Бенжамин 

В кураторском проекте «Украина- Mother» Сергей предложил художникам исследовать вопрос взаимоотношений украинцев со своей родиной. На сколько сильно они любят свою родину - неньку, родину- маму,  родину-мother и не являются ли они просто мазахистами, без конца утверждая что она относится к ним как мачеха.

Работа Николая Лукина для проекта " «Украина- Mother» 

Р. Громов и С. Бакуменко, из серии "Путешествие черепа в Украине"

Работа Ирины Ульяницкой для проекта "Украина-Mother"

А в проекте «Герой нашего времени»  художники должны были найти героя,  могущего взять на себя право олицетворять собою  начало 21 века…

Но это еще было до украинских событий….

Впрочем, сам Бакуменко, кажется, нового героя себе нашел.  В его поле зрения попал современный одесский живописец, критичекси рефлексирующий на тему  несоответствия между общепринятыми ценностями и табуированными зонами современного общества Художник Александр Дрёмов

Работа Александра Дремова "Морячок"

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж