Вход

или войдите через

Уходи из зоопарка!

У выставочного проекта «Говорит Москва», открывшегося недавно в Фонде Екатерина  название громкое и с претензией – отсылает к знаменитым выступлениям диктора Левитана, голосом которого на всю страну транслировались директивы правительства. Название может и подсказано сверху, ну а заявить о себе трубным голосом молодежь стремится всегда! 

Для формирования проекта куратор Марина Руденко выбрала 45 участников исходя главным образом из биографического принципа, большинство родилось в 80-е и на основании дружеских симпатий.  Хотя есть люди и старше. Куратором  в релизе подчеркивается, что 80-ники стали свидетелями «перестройки и глобальных перемен», что не могло не повлиять на их формирование, хотя бы и косвенно. Никто не отменял детскую память, и возможно что-то и могло застрять в ее закоулках у  участников  от времен перестройки,  очаровательное или  ужасное, которая закончилась в 1991, когда им было не больше 12.

Но вряд ли их сильно беспокил дефицит товаров, очереди за сигаретами и водкой, бесконечные списки, отсутствие мяса на столе.  Вступление в радикальную партию, звук пули, летящей в сторону Белого дома, тусовки на Гоголях и в сквотах, нараяды с Тишинки, смерть  и самоубийства неформалов от наркотиков.

 

Алиса Йоффе Гильош

Девочка из Риги перестала писать мне письма, это задело.  

Ощущение бесконтрольной свободы пока родители заняты выживанием, думается было знакомо и им. Юность которых  совпала с экономическим кризисом 98-го, чеченской войной,  неизбежностью терроризма.

Анастасия Креслина в работе "Переходный возраст", признаваясь в инфантильности за свое поколение, пытается преодолеть кризис перехода от деского сознания к взрослому, фиксируя детские эмоции. 

Ощущение тревоги и неуверенности наглядно проявляется в описаниях  к работам и в  самих работах: "Движение суеты" (Кузьма григорьев),  "Стабильность" Тани Сушенковой. Сушенкова, взяв за основу словестный эквивалент, пытается выяснить как функционирует само явление в обществе. Для начала  зафиксировав его в форме земляной ленд арт инсталляции и следя за изменениями на этом участуке земли, привнесенные природой и человеком.  Фиксируя их при помощи фото и видео. В итоге проект принял форму игры в кубики. Впрочем и на первом этапе было ясно,  что изменения будут, но понтовые ли они? Мужики местные советовали автору не копать - все равно заростет! 

Художников  мучают вопросы взаимопонимания с  миром, коммуникация  с другим, самоидентификация в среде, стабильность научного и социального статуса. Вопросы самоконтроля, признание индивидуальности.  И  решают они эти вопросы порой используя детские методы познания реальности. Нпр. когда  дети, несмотря на предупреждение,бьют с силой по твоей больной коленке.  Наталья Тимофеева, рефлексируя на тему собственных иллюзий на счет нужности научного статуса, подала текст своей диссертации таким образом, что посетителям приходиться портить зрение, чтобы прочитать хоть кусочек.

 Анастасия Алехина предлагает контролировать самосознание при помощи электрошокового ошейника, котрый реагирует на повышение голоса. 

 Списки в день открытия были! Я записалась сразу в два! С алкоголем и привычной в вернисажном меню фонде Екатерины клубникой размером с глаз циклопа был страшный дефицит! Кое-кто на сухую на улице курил сигареты, некоторые судачили на счет Afterparty (выпить и попрыгать).  Никто не стучался в ночную палатку  с банками, может потому что черная? 

Алина Клейтман, Ночная палатка

Юля Жданова, Юные пионеры

Кое-кто был стильно одет, но образцами стиля служило не тряпье с блошиных рынков, а сайты стрит моды. Амбициозные надеялись на гонорары за участие, не амбициозные обсуждали цену обучения в художественной институции «База» (60 тысяч).  Некоторым все-таки не хватило свободы, говорили, что ограничивают в размере места на экспозиции, но футуристических битв за выгодное место не происходило. Впрочем, это не значит, что на выставке не было возможности испортить чужое лицо.

Светлана Сергеева, Автопртрет -конструктор

А некоторые мечтали на закрытии спрыгнуть в паутину, окутавшую лестничные пролеты. Но вовсе не с отчаяния. Скорее, детское любопытство, говорили что выдержит! 

Чтобы художникам, не которые из которых только начинают свой путь в искусстве,  было легче ориентироваться, экспозиция разбита на разделы : " С возрастом этот вопрос решается сам собой" , "Но я все еще стремлюсь к свободе" , " only art can still make you forget".  Впрочем, можно ли стремиться к свободе без восклицательного знака, я не знаю! 

На первом этаже художники приглашали заглянуть в детское подсознание и не только свое, побродить по прошлому, вытащить оттуда какую-то надежду на утраченную красоту. 

Посетителей на входе встречает искусственный ковер  с надписью из искуственных же цветов "Beauty" Марины Рудекенко которая тоже участвует в выставке как художник. Инсталляция отсылает и к эстетике украшения домашних интерьеров в советское время букетами с искусственными цветами, особенно в провинции и деревнях. Впрочем и сегодня традиция не ушла, а даже расширила свое влияние, из интимной сферы домашних интерьеров перекочевала на улицу.  Лично у нас под окнами аккуратная клумба с икусственными цветами конкурирует без испуга с живыми растениями и цветами. Назад, к красоте, как бы призывает эта работа. Но живую красоту в мегаполисе разглядеть трудно! 

Юлия Жданова продолжает препарировать канонический образ пионера, который для не заставших пионерское детство людей воспринимается уже в рамках индивидуальной мифологии. Макеты пионеров, служащие образцами  для парковой скульптуры ,смотрят исподлобья и занимаются подражанием взрослым -  курят.

Если вспомнить свое школьное отрочество, закончившееся в 1989 году, то курили и то украдкой в ближайших подъездах, некоторые комсомольцы. А открыто шагали по улицам столицы с сигаретой в зубах разве что неформалы.  А сегодня курящего школьника пионерского возраста встетить не тайна! 

 Кирилл Арсеньев и Сергей Щербаков провели детскую фото сессию, дабы выяснить, насколько глубоко у человека внутри сидит воля к власти. Они предложили детям сфотографироваться с  жезлом и короной.  Свободные позы и мимика у некоторых детей на снимках разрушает каноны детсадовского портретирования, принятого в советское время, когда взрослые без всякого выбора со стороны детей навязывали детям ролевые образы, актуальные для советского служащего -  наряжая их в костюмы, связанные с военными профессиями. И придавая статичность детским позам.  Хотя некоторые дети и в этой серии  серьезно вошли в роль! 

 

Максим Санталов присваивает универсальный образ шоколадной Аленки, работая  в нарочито детской манере. Рамка, обрамляющая работу, изрисована как бы детскими каракулями, а образ пышущей здоровьем пухлощекой девочки с открытым доверчивым взглядом приобретает очертания маленького монстра с зелеными синяками под глазами, будто бы вобравшего в себя все детские страхи.

Кто не любит сладкого, может долго медитировать над видео Анны Титовец, где чья-то невидимая рука намазывает красную икру на "хлеб" (белый экран). Художница критикует сомнительное сочетание материальных и цифровых ценностей и отсылает к работам, на которых по ее мнению выросло это покаление. Мне в первую очередь вспоминается плакат Андрея Логвина "Жизнь удалась".  

Не обошлось конечно и без игрушек, которые в детстве надежно нас защищали от страха, виртуальных и реальных. А моя собака уже восемь лет пользуется этим приемом, захватывая на прогулку любимого  плюшевого медведя. Художники правда не стали использовать домашних игрушек, что было бы интереснее, а обратились к матрешке, образу настолько клишированному, что прибегать к нему очень рискованно.  Евгения Крюкова использовала образ матрешки в попытке наладить коммуникацию со своими французскими коллегами, проект был создан в рамках пребывания во французском кантоне в Швейцарии. Написанная в примитивной манере, она размещена  на фоне подсолнухов, должных отсылать к творчеству Ван Гога. На наш взгляд это самый простой прием, куда интереснее было бы изучать историю края, местности, фигурам, актуальным для Швейцарской культуры, аппелировать к местному контексту. 

Ольга  Шаповалова поработала с трехмерным образом матрешки, размышляя о том как соединить традиционные ценности с современными технологиями.  И теперь ее можно вместо Белки запустить в космос на свиданье с Сатурном, что было бы гуманно!   Вместе с воздушными шарами Яши Яворской, которые больше напоминают яйца диназавра, но они, увы,  с земли не поднимутся, потому что сделаны из гипса.  Разве что  к небесам из вознесет воображение лежащего на земле крокодила Гены (кто-то позврослев, бросил  игрушку). 

Яша Яворская, Воздушные шары

Мария Руденко, Геннадий

Спички детям, особенно влюбленным - не игрушки. Ангелина Меринкова в проекте "Консервирование",  говорит о хрупкости любых отношений, для защиты которых требуется материальное подтверждение.    В  теченнии шести лет совместной жизни ее героиня художница собирала в банку спички, которыми зажигала газ. Отношения закончились вместе с наполнением банки. Что ж , тема не нова, вспоминается как в эпоху декаданса коллекционирование окурков  известных поэтов. В музее Маяковскаого есть напримеор окурок от сигареты Маяковского, который сохранила Вера Шехтель. Однако такая последовательность  с одной стороны показывает что у героини вовсе не романтическая  натура, а с другой  - наличие другого не поможет вам избавиться от хранического тревожного состояния, если вы сами не будете  трудиться над отношениями! 

Да, если вы будите трудиться, у нас будет шанс выскочить из зоопарка и сать вободной и ответсенной личностью! Которая никого и ничего не боится! 

Анна Ходорковская, Зоопарк

 

 

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж