Вход

или войдите через

Чтак сделал четыре этажа

Впервые я оказался на выставке Валерия Чтака в 2009 году. Было это в пространстве ныне давно утерянной Арт Стрелки, в галерее Paperworks, выставка называлась «Скажи «Шибболет». Тогда показалось, что небольшое помещение, изначально рассчитанное под гараж или что-то в этом духе, было под завязку завешено работами художника, и я подумал, было бы здорово посмотреть, что это парень сможет сделать в по-настоящему большом пространстве, в котором не нужно экономить каждый сантиметр и можно как следует развернуться. И вот, прошло семь лет, и Чтак сделал четыре этажа. Случилось это в рамках выставки «В моем случае — ни в коем случае» в филиале Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке.

Столь масштабный проект (а, по словам самого художника, это самая большая площадка в его карьере) подоспел как раз ко времени — в августе Чтак наконец вышел из категории молодых художников и получил возможность как следует оттянуться на подобающей площадке, что с успехом и сделал. «Наконец» — потому что период включения давно состоявшегося художника в сомнительные списки «молодых и перспективных» явно затянулся, а Чтак уже давно перестал быть автором, которому нужно кому-то что-то доказывать, работая на «перспективу». Надо сказать, у Чтака и куратора выставки Алексея Масляева получилась полная противоположность обычно проходящим в Ермолаевском ретроспективам — в экспозиции представлены главным образом новые работы.

Основными исключениями являются расписанная художником рампа, сделанная еще несколько лет назад, на которой к тому же можно прокатиться на скейтборде, (впрочем, под строгим присмотром сотрудниц музея), а также скетчбуки разных лет, представляющие собой скорее артефакты творческого сознания, нежели законченные произведения искусства. При этом Чтаку и Масляеву удалось использовать пространство музея едва ли не эффективнее и зрелищнее, чем в случае с ретроспективами, когда вся площадь под завязку забивается работами в стремлении показать максимум. А потому возникает впечатление, что то самое «ни в коем случае» в данном случае как раз про это — все новые работы были сделаны непосредственно в стенах музея, их немного, но зато каждая точно на своем месте.

При просмотре экспозиции на четырех этажах, а также чтении многочисленных текстов, органично связывающих все пространства, очень быстро появляется ощущение, что заглянул художнику в голову. Точнее, конечно, в ту ее часть, которая отведена творчеству и искусству (в том числе музыкальному). Верхний этаж отвечает за сиюминутное, работу мысли, за здесь и сейчас, с обращениями к багажу памяти и динамике воображения. Тут и необязательные, но обязательные отсылки к Йозефу Бойсу, привычные многочисленные кросс-культурные и межлингвистические связки и даже своя тетрадь смерти. А также какие-то совсем неожиданные вещи, вроде атмосферной пейзажной графики, будто бы выуженной из подсознания.

На самом деле, «В моем случае — ни в коем случае» — это в куда большей степени неожиданный Чтак, чем наоборот, что показывают оставшиеся слои-этажи творческого мозга, на которых, как кажется, попадаешь в визуальное воплощение труднодоступных уголков сознания с буквальной метафорой именно подглядывания и подсматривания. После чего как-то само собой отмечаешь, что эта выставка уже стала хрестоматийной в карьере художника. Более того, как и положено настоящей хрестоматии, имеет солидную занудную библиографию всех приведённых цитат и высказываний (висит в фойе).

Отдельно хочется отметить идею с сопутствующими выставке материалами — любой желающий может купить плакат с работой Чтака или афишу выставки. А после «В моем случае — ни в коем случае» такое желание возникает естественным образом — уж очень хочется утащить какой-нибудь ее кусок с собой, как невольно утаскиваешь какие-то идеи собеседника после плодотворного и интересного разговора, который еще долго потом будоражит сознание.

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж