Вход

или войдите через

Личные отношения в нашем совриске всегда являются определяющими в достижении результата!

Профессиональный живописец Владимир Потапов приехал в Москву из Волгограда семь лет назад  с романтическими представлениями о богемном бытие (с жаркими спорами в кафе , а то и битвами), взятыми из историй о художниках прошлого. Чтож, это не единственный случай, вспомним хотя бы Надежду Ходасевич, русскую художницу, будущую супругу Фернанда Леже, которая вычитала в журнале, что в Париже существуют авангардные художники, и отправилась в путь!  С  энергией, как у знаменитого гасконца, Владимир Потапов принялся покарять столичный художестченный мир. Приключения, открытия, разочарования! Но не сдаваться! Расширив опыт художественного бытия и избавившись от некоторых романтических представлений, Владимир Потапов в итоге стал заниматься современным искуством, где текст, камень, репей или  тряпка могут быть важнее, чем живописное полотно. 

Однако сам художник с таким положением дел не смирился, успешно продолжает экспериментировать с живописью - то делая ее объемной, то устраняя авторство (как в случае в пигментной живосписью).  Он не только сам культивирует живопись, но и вовлекает других в процессы поддежания ее серьезного статуса.  Организовывает групповые выставки, берет интервью у представителей художественной среды. И откуда у него столько энергии в этом мегаполисе, который кажется готов всех сожрать. Этот вопрос занимал меня в первую очередь, когда Вдадимир пригласил меня на свой очередной проект "По памяти", который открылся в МММСИ в галерее Зураб на Тверском бульваре.  

- Владимир, любите ли вы экстрим? Я когда собиралась к вам на встречу, у меня заклинило дверь, я экстрим не люблю!

Владимир Потапов, Прозрачные отношения, Триумф, 2013 г. 

- Так чтоб для творчества  какой-то экстрим, вряд ли. Скорее импульс  появляется благодаря чему-то увиденному. Знакомству с новым явлением, событием, происшествием, или нового автора прочитал, художника для себя открыл. Все это заставляет меня видеть себя со стороны через оптику представленного, сравнить себя с этим с контекстом, для меня это очень важно! Что касается непосредственно  экстрима - это спорт. Я футболом занимаюсь!

 Владимир Потапов, Момент распада, агенство Агентство.Art Ru, 2011 г. 

("Трехмерный эффект достигается совмещением прозрачных слоев, на каждом из которых расположен фрагмент изображения". с сайта http://www.potapovvv.com/#!prostranstvennaya-jivopis-statya/cjwz)

- Каким образом, вы   играете  во дворе? Мы раньше с художниками на Курской во дворе гоняли в футбол и  в настольный теннис играли после вернисажей на Винзаводе!  А потом там очередь образовалась, дворники стали играть и мы забросили это дело! Я скучаю по этим моментам!

Владимир Потапов, Прозрачные отношения, Триумф, 2013 г. 

- Нет, я хожу раз в неделю на тренировки!

- Ух, ты!  Это какое-то спортивное общество?

- Нет, просто в футбол играю. Когда я жил в Волгограде, я играл за заводскую команду и даже получал деньги,  совсем не большие, но  профессиональный опыт у меня есть.

- И вы болеете за какую-то команду?

- Нет, за отдельных игроков, сегодня они делают погоду в футболе. Хотя и команды это делают, но меня больше интересуют личности.

 Владимир Потапов, Момент распада, агенство Агентство.Art Ru, 2011 г. 

- Я в юности работала в диспансере ЦСКА в кабинете атнропометриии, измеряла грудь и заставляла спортсменов дуть в трубочку. Из футболистов мне  Семак запомнился, как скромный паренек в белых носочках. Без всяких наколок,  цепок, как у других спортсменов. Но я за карьерой спортсменов не слежу. А кто вас как личность привлекает?

 Владимир Потапов, Момент распада, агенство Агентство.Art Ru, 2011 г. 

- Рональдо (бразилец), Зидан, Месси. В спорте так же, как и в искусстве, есть средний уровень, который позволяет быть замеченным, узнаваемым, уровень,  который, естественно, кормит и  далее по списку. Но, если спортсмены  находятся на этом уровне, то в итоге они  «убирают ногу».  

- Что значит «убрать ногу»?

Владимир Потапов, Прозрачные отношения, Триумф, 2013 г. 

- Это термин защитников! Когда ты идешь в стык, т.е.  ты знаешь, что сейчас попадешь не в мяч, а в ногу соперника и соперник это тоже знает, то кто-то убирает ноги, а кто-то бьет до травм сильных.

- Ясно! А вы выразились метафорически – убрать ногу, не остаться в истории!

- Да история среднего уровня вымывается и выветривается через пару лет. Собственно это проблема среднего уровня во всем. А есть те, кто действительно расширяют границы представлений, казалось бы незыблемых! Это меня восхищает! Вот эти трое тому пример. Личности, которые делают шаг вперед, обеспечивают отрыв и развитие. Но больше всего меня вдохновляет примеры, когда индивидуальные действия, которые как бы априори менее эффективны, чем командные, т.е. системные, становятся определяющими. Вообще, то, как человек играет и взаимодействует в командных видах спорта, очень много может сказать.

 Владимир Потапов, Прозрачные отношения, Триумф, 2013 г. 

Я сейчас не о профессионалах, они уже все обтесаны и заточены под игровые схемы, а про тех любителей, кто в отличие от первых, собственной игрой делает свой автопортрет. Это очень интересно наблюдать. Если вынести за скобки суть любой игры – результат, определяемый правилами этой игры, то это похоже на наивное искусство. В этой неумелости и нелепости гораздо больше искреннего и настоящего, чем выверенные движения «по школе». Например, есть такой футболист, как Думбия, который не так давно играл за наш ЦСКА, так у него совсем нет школы, так вот благодаря этому он в индивидуальных действиях более непредсказуем, более интуитивен, что приносило и приносит результат.

По сути, что такое школа? – это планомерное окультуривание и впихивание в рамки определенных представлений, а в случае с командными играми, как футбол, то индивидуальное у нас в советской школе выжигалось каленым железом. Именно поэтому у нас много талантливых полузащитников, которые строят командную игру, и совсем нет ярких нападающих. В искусстве также – многие авторы растворяются и становятся системными, средними единицами, делающими примерно одно и то же. Это позволяет быть принятым системой, но не позволяет заявить о себе. Именно поэтому я практически не хожу на выставки современного искусства.   

Владимир Потапов, Прозрачные отношения, Триумф, 2013 г. 

- Ну, вы меня сегодня тотально погрузили в спорт! У меня папа тренер,  но мы о спорте не  разговариваем! Он меня только альбомами по искусству снабжает.  Надо бы  поговорить!

   Мне тоже  не хватает личностей в художественной среде,  взаимовлияния, обмена энергией. Я бы хотела разговаривать со старыми художниками, я, когда их слушаю на вернисажах это какие-то мега личности!  А  за энергией  приходится на рок ходить.   Тоже экстрим! Кто только не приходит, чего только из карманов на фейс контроле не выкладывают. Может надо и на соревнование сходить!

 А вы носите в кармане паспорт? Мне соседи сегодня сказали, что если у меня нет паспорта, то дверь могут и не открыть! 

Владимир Потапов, Прозрачные отношения, Триумф, 2013 г. 

- Паспорт я ношу всегда. Я приезжий, хотя за семь лет меня только один раз спрашивали документы, все равно по старинке я нашу его всегда с собой.

- По поводу символизма, ваш проект с птичками на совках в галерее Random, Вы в одном  интервью упомянули, что внимательно относитесь к таким событиям, как мор птиц в данном случае, послуживший толчком к проекту, что-то еще необычное наблюдали?

Я  сегодня тоже подумала, что это какой-то знак, что я могу  и не попасть к вам  на интервью! А когда вижу, как другие на эту тему заморачиваются, ищут символы, фетишируют предметы и вещи, как музыканты, которые с ума сходят по своим перстням, думаю, что это прихоть или просто общие места в тексте пресс-релиза.  

Владимир Потапов, взято с facebook.com

- Я обнаружил, что это личная мифология, отношение к окружающей реальности, наблюдения, которые позволяют  мне формировать свои личные приметы, отмечать знаки. И когда я делал эту выставку «Проявления»  в начале декабря,  я шел обсуждать выставку с куратором и, подходя к галерее, я в снегу обнаружил замерзшую синичку. А у меня была выставка, посвященная птицам. Для меня это некий знак, указание на то, что я делаю все верно.

Владимир Потапов, Выставка "Проявление", комната №1, совки, пигмент, галерея Random, Москва, 2014

За такими моментами я слежу. Комплекс этих примет и ощущений еще не совсем систематизирован, они не от разумного идут, на уровне интуиции. Я жестко их не придерживаюсь, но я обращаю на них внимание. Мне кажется, так или иначе все как-то связано. Особенно сегодня, когда плотность жизни на несколько порядков выше, чем это было сто лет назад. Внутренние процессы становятся более явными, и появляется больше очевидных знаков, которые просто надо уметь читать, обращать внимание.  Может это похоже на бред, но я в это верю.

Владимир Потапов, Прозрачные отношения, Триумф, 2013 г. 

Бывают  такие ситуации,  все идет гладко, и я добиваюсь каких-то целей, а бывает, возникают  обстоятельства, которые препятствуют. Это некие знаки, которые в какой-то мере предвосхищают результат. Я понимаю, что это архаическое, но оно подтверждается снова и снова. Это само по себе происходит, я не подражаю никому, ничего на этот счет не читал, просто наблюдаю, этот опыт вырабатывается сам.

Владимир Потапов, Момент распада, агенство Агентство.Art Ru, 2011 г.

- Какие мысли у вас были, когда вы приехали в Москву? Я на днях от одной художницы из провинции слышала такую фразу на молодежной выставке: «В  Москве деньги есть у всех!». Что вас интересует -  деньги, карьера, питательная  среда. Меня  среда всегда больше интересовала!

Владимир Потапов, Момент распада, агенство Агентство.Art Ru, 2011 г.

В Москве среда стала в последнее время такой дискретной, столько появилось новых художников, я уже не разбираюсь и теряюсь!  Прихожу к кому-нибудь в мастерскую, а мне  столько новых имен перечисляют. Я  и о вас от Андрея Кузькина узнала! Он мне из троллейбуса звонит и говорит: " Еду к Потапову в галерею Триумф, подъезжай!" Но я тогда, извиняюсь, не смогла.

- Когда я приехал в Москву, для меня было важно погрузиться в  среду. Потому что в Волгограде, откуда я родом, я имел романтическое представление, которое подчеркнул из книжек про художников из Салона изгоев, будущих импрессионистов, где они в кабаках собирались, горячо обсуждали, дрались за искусство. Это была ситуация, которую я не обнаружил у себя в городе. Хотя там было кафе при Союзе Художников, в самом крупном выставочном зале города. Я даже готовился к этим встречам в этом кафе! Совершенно был накачан романтически всеми этими представлениями и разочаровался, потому что ничего подобного нет!

Владимир Потапов, Прозрачные отношения, Триумф, 2013 г. 

 С теми художниками, с которыми я познакомился в итоге, это оказались  старые заскорузлые советские художники, которым ничего уже не надо. А в Москву я приехал, мне было интересно с тем, что я наработал в Волгограде здесь закрепиться, зацепиться, но оказалось,  что с этим материалом проблематично что-то сделать в области современного искусства. На тот момент я был художник совершенно консервативных взглядов.  Я приехал сюда с живописью под передвижников, аля Шишкин. Не смотря на это, мне Шишкин до сих пор нравится.

- Мне Кузькин сказал, что вы отличный живописец!

- Я учился у художника Махова Бориса Ивановича, который молился и на Шишкина и на Репина, он блестящий портретист и натурный художник. У него осталось много учеников в городе Волжский и Волгоград. Через некоторое время я понял, что есть действительно очень большой разрыв между тем, что я представляю по отношению к искусству, и тем, что   есть на  данный момент. После этого стал в режиме экстерна наверстывать.

- Я  вас понимаю! Мне пришлось во второй институт пойти учиться, чтоб понять, о чем болтают художники в галереях  и что пишут в пресс релизах и рецензиях! Но у студентов такая очередь была на все эти ксерокопии учебных материалов. Так что я и щас не все понимаю…

Владимир Потапов, По памяти, ММСИ, 2015 г. 

-  Я примерно год пытался встроиться в структуру традиционного искусства, мыкался по разным галереям: кто принимал, кто не принимал. Я даже выставлялся в какой-то галерее в Гостином дворе, на следующий день после того, как там Путин заседал и вещал народу. Я даже занял первое место в Москве на выставке в Russian art week 2009 в номинации реалистическая живопись. Выставка проходила не где-нибудь,  а в Московском Доме Художника на Кузнецком мосту. Я думал, что теперь все двери откроются! Ничего не произошло. Мне просто подарили диплом и набор красок!

Но тогда я уже замечал много нестыковок - место, где торгуют камешками и шубами должно вызывать подозрение. Конечно, было приятно и для провинциала это было не плохим достижением. А потом я узнал про Институт Проблем Современного Искусства.

- И вы через него влились в эту среду?

- Да, на собеседовании меня принимал Иосиф Бакштейн и Стас Шурипа, я им стал показывать свои пейзажи, они конечно говорили:

 – Отлично! Молодец! (с иронией).

- Отлично, Константин!

- А  я еще с таким гонором! Администратору говорю – Надя, давай ты меня первого пошлешь!

- У вас есть лидерские качества!

- Да, ну я вижу, они переглядываются, но сдерживаются, не улыбаются. Ну и потом мне приходит письмо – сожалеем, мы вам не принимаем! Я такой, блин, что делать! Ну что, я просто так приехал сюда! В Москву, чтоб этот отказ получить. Прихожу и говорю – давайте я буду вольным слушателем,  позвольте я буду все посещать! Я стал посещать все лекции и практические семинары, мастер классы и выставки. Я получил доступ к тому, за что другие студенты платили деньги. Более того, в конце курса у нас был конкурс – кто победит из студентов, тот поедет на Ширяевское биеннале. Как вы думаете, кто победил?

Владимир Потапов, Прозрачные отношения, Триумф, 2013 г. 

- Может тот, кто сидел в комиссии? Или Надя?

- Я победил и поехал!

- А что за проект был?

- Тема биеннале была «Пираты», т.е. представление о том, что художник это такой современный пират.  У меня там был огромный пиратский флаг  - живописное полотно. На нем изображен земной шар, а на земном шаре пиратская повязка. Огромный двухметровый черный флаг висел на доме, где жили несколько художников. Приехала местная  администрация с полицией поселка Ширяево, скандал  был. Присутствовали Анна  Гор, Рома и Неля Коржовы.  

Владимир Потапов, проект "Пираты" Ширяевская биеннале современного искусства, 201 3 г. 

-  И после этого вас приняли в среду, и вы стали интегрироваться!

Владимир Потапов, взято с facebook.com

- Ну не так, чтобы приняли. Скорее  понял закономерности. Потом в 2010-м  сделал большой кураторский проект ("От противного"), посвященный современной живописи на Винзаводе в цехе Красного.  Все просто у виска крутили, сумасшедший, какая живопись! Выставка прозвучала! В 2012-м сделал большую коллективную выставку ("Checkpoint") ,живописи на Фабрике. Эту выставку потом Марат Гельман показал в Перми и в музее «Эрарта» в Питере.

Пока мы беседуем, зрители  просят прокомментировать выставку.

- Какая была история первой работы,  она была сделана по такому принципу, я во дворе нашел доску объявлений, которую за многие годы красили, она в одном месте расслоилась, там оказалось много цветных слоев. Я понял, что можно сцарапать эти слои и таким образом делать изображения. Я отложил кисти, взял резцы по дереву, нож, иголку, иногда даже дрель брал, аккуратно счищал и таким образом открывал старые внутренние слои и формировал изображения. Такой принцип, когда ты занимаешься анти живописью. Когда ты не наносишь краску, а срезаешь. Использую металлические щетки, скальпели! Наждачную бумагу, стамеску, резцы по дереву целый арсенал – 20 видов, технический фен строительный, который дает температуру 800 градусов.

Владимир Потапов, По памяти, ММСИ, 2015 г. 

- Здорово! Нам очень понравилось! Спасибо вам за такое творчество!  Успехов! Процветания! всего доброго!

- Спасибо!

- А Изображения наносите с фотографий?

- Не всегда. Рисую! Некоторые исторические вещи – известная  фотография императора Николая II. Или известная советская фотография из Чернобыля - я взял образ матери, которая идет с коляской в защитном комбинезоне и в противогазе, или  советская реклама, обложка пластинки эстрадной советской группы.

 

Владимир Потапов, По памяти, ММСИ, 2015 г. 

- Эти столы, они связанны с офисами или  школой?

- Я сам не знаю, откуда они, я через Авито купил. Инсталляция о зыбкости, провале памяти. Метафора отсутствия твердой основы для памяти, ведь она всегда зыбкая, хрупкая и подвержена воздействию.

Владимир Потапов, По памяти, ММСИ, 2015 г. 

- Вы не отрицаете своего академического образования. Не идентифицируете себя полностью со средой, как иногда у художников бывает.

- Нет, хотя у меня довольно много претензий к ней. Эта часть меня, она мне дала мне профессиональные навыки в живописи и рисунке. То, чем я до сих пор оперирую. Поэтому какая-то в этом элементарная благодарность должна быть. Академизм – это искусство образца 150- летней давности. К этому нужно нормально относиться, не надо все перекраивать и превращать в современное искусство!

Владимир Потапов, взято с facebook.com

- Да, когда я брала интервью у западных художников, они не напрягаются, что у них есть академические навыки.

- А  у нас просто противостояние всегда есть.

- Я не дам поцелуя без любви!

(из песни группы  «Среднерусская возвышенность»)

- Расскажите об альбоме!

- Речь здесь не об Ильиче, а о его образе, который представлен в массовой культуре скульптурками, статуэточками, бюстами, монументалистикой и памятниками. Здесь они собраны в хронологическом порядке. От маленького Володи Ульянова к зрелому Владимиру Ульянову, потом к Ильичу, к Ильичу с детьми и до последнего этапа, когда их начинают сносить, так называемый Ленинопад.   

Владимир Потапов, По памяти, ММСИ, 2015 г. 

- Вы это с образцов рисовали!

- Естественно! Как я это мог выдумать! Ленин это один примеров того, как обращаются с памятью. Сначала был культ, потом его низвержение. Это еще один пример забвения.

- Вы бы не сносили памятники? Я недавно обнаружила, что на Китай городе у головы Ногина по средам цветоводы теперь собираются! А в юности мы забивали там стрелку. Так что для меня он уже какой-то родной, и я даже ревновала к цветоводам!

- Я?!! Ну я бы закапал Ленина, который в мавзолее. На счет памятников - на территории бывшего Советского Союза памятников вождю около 17 тысяч, многовато, учитывая, что их надо содержать, а это статья в бюджете, которую можно потратить на более важные дела. 

- Чему посвящена эта огромная работа, на фоне  которой зрители на вернисаже весело фотографировались?

- Это работа о победе под Псковом в 18-м  году 23 февраля. Победе, которой не было, ее придумал Сталин в 38-–м году для того чтобы придать большее обоснование празднику 23 февраля 1918.  Это пример того, как мифологизируется история. Одной статьей, которая появляется в самой популярной газете Известия в 38-м  году, вводится  такой псевдоисторический факт. Хотя на самом деле 23 февраля 1918 года было  дезертирство и хаос в армии. Псков был сдан. Но мифологизация продолжается. Псковские СМИ опубликовали информацию о том, что в ММСИ на моей выставке "По памяти" представлена картина "Победа под Псковом" из краеведческого псковского музея.  На самом деле такого музея вообще нет, работу я написал сам.  СМИ не особенно вникая в саму работу "подхватили новость" и с пафосом  ее растиражировали. Создался еще один миф - сначала о несуществующем музее, потом о работе из него.

 

Владимир Потапов, По памяти, ММСИ, 2015 г. 

- У вас сложился опыт кураторства,  я тут была недавно на собрании художников, обсуждали, нужен ли куратор, как построить горизонтальные связи. Как вы регулировали отношения с художниками? Никто не  кричал – я хочу висеть на этой стене! Дайте денег на проект! Никто не давил авторитетом личности?

Владимир Потапов, взято с facebook.com

- Все вырастало на добровольной основе. Я предлагал идею, под которую надо было предоставить или сделать работы. У  меня не было таких конфликтов. Может потому что художники мне доверяли. Я много наслышан о таких конфликтах. У меня был такой случай, я в Питере на выставке показывал кураторский проект. Владельцы площадки попросили убрать работу Дианы Мачулиной. Я не позволил этого сделать, смог  отстоять чистоту  концепции.  Это профессиональная этика. Я куратор, придумал концепцию, подобрал художников, никто не должен в этот процесс вмешиваться.

- А что за спор на фб по поводу заимствования, связанный с вашим проектом в Триумфе, Диана Мачулина намекала  на плагиат.

-  Меня интересовала  тема, как через источники света проследить политическое начало, найти связь и проявить ее. Через банальные типичные лампочки, которые горят на кухне, у меня прямая ассоциация с нонконформизмом. Когда на таких кухнях проходили закрытые поэтические чтения, домашние концерты, разговоры,  выставки.  Далее такие источники света, как пафосные люстры из гостиниц, из Дворцов культуры, из холлов метро, это уже прямая репрезентация власти, демонстрация ее мощи и величия, пафосный сталинский ампир. И третий вид источника света в этой серии это икеевские торшеры и светильники, которые являются предметом дизайнерского качества, которого раньше не было. У них свет экономичный, энергосберегающий. На смену кухонных лампочек и пафосных больших люстр, пришел чужой, западный свет, который вытесняет прежние аналогии и это  логичное, постепенное замещение. У меня проект политический и я решаю ряд пластических  задач.  Я определенным образом оперирую с поверхностью картины, я обнажаю ее носитель, это дерево. Я обдираю, травмирую красочный слой. Делаю дырки в самих работах, обнажаю носитель, медиа...

Владимир Потапов, Блик на Солнце, Триумф,2015 г. 

У меня получается напряжение между классической живописной иллюзией и носителем, который обычно «молчалив». Выдранные куски дерева и нежно рассеянный свет вступают во взаимодействие. Вообще странно это было узнать, учитывая, что Диану я давно знаю, и она не один раз участвовала в моих кураторских проектах. Там же, в фб, Юрий Альберт исчерпывающе прокомментировал эту ситуацию.

Владимир Потапов, Блик на Солнце, Триумф, 2015 г. 

- А вы довольны светом экспозиционным на вашей выставке?

- Да,  здесь профессиональные инженеры работали.

- Вы уделяете внимание освещению, когда делаете кураторские проекты?

- Естественно, когда я делал Checkpoint на Фабрике, в Перми у Гельмана и в Питере в Эрарте.

На Фабрике  был задействован профессиональный театральный человек, который ставил свет. У него были специальные светильники, которые обеспечили точечное освещение. Работы были освещены, а в самом зале, цехе Оливье, был полумрак, это позволяло добиться немного даже интимной обстановки, что мне даже очень нравится. Живопись надо правильно освещать.

- А у вас есть какой-нибудь друг из художников?

- Есть, но не так много. Хотя личные отношения в нашем совриске и не только всегда являются определяющими в достижении результата.

Сайт художника Владимира Потапова- http://www.potapovvv.com

 

 

 

 

0 комментария Добавить комментарий

О нас, контакты, как добраться

"Be In Art" - пространство и платформа для реализации смелых идей в области современного искусства, образовательного и выставочного характера. В рамках программы "Be In Art" проходят выставки "нераскрученных" художников, лекции о современном искусстве, показы авторского кино, мастер-классы художников, режиссеров и других арт-деятелей, образовательные курсы и творческие вечера.
Телефон
+7(977) 706-25-00
Мы в социальных сетях
Москва,
м. Преображенская площадь,
1-я улица Бухвостова д.12/11, корпус 53 (НИИДАР), 4 этаж